Николас Серота покидает Тейт после трех десятилетий на посту директора

Николас Серота с «Инверсиями» (1966) Мэри Мартин © FA Bobo/PIXSELL/PA Images/ТАСС
Николас Серота с «Инверсиями» (1966) Мэри Мартин © FA Bobo/PIXSELL/PA Images/ТАСС

В феврале следующего года после 28 лет работы Николас Серота покинет пост директора галереи Тейт, чтобы стать новым председателем Художественного совета Англии. Об этом стало известно 7 сентября, всего через несколько месяцев после открытия нового крыла Тейт Модерн (Суитч-Хаус). Для многих эта новость оказалась сюрпризом, несмотря на то что слухи о подобных планах уже ходили и впервые появились в прессе на страницах газеты Sunday Times.

Сказать, что главная заслуга Николаса Сероты состоит в том, что за время его руководства он преобразовал Тейт, открыв в 2000 году Тейт Модерн, а еще раньше, в 1993 году, — Тейт в Сент-Айвз, — значит не сказать практически ничего. Вскоре после прихода Сероты из лондонской галереи Whitechapel в 1988 году также были открыты Тейт в Ливерпуле и крыло Клор нынешнего музея Тейт Бритен, в ту пору носившего название «галерея Тейт».

За время его работы коллекция значительно выросла в объеме, стала глубже и разнообразнее. В представленную в июле новую развеску Тейт Модерн включили перформативное искусство, фотографию и произведения художников не только из Европы и Северной Америки, но и из других регионов — еще 15 лет назад все это было бы невозможно.

Ежегодные заказы для просторного Турбинного зала, в число которых вошли такие яркие работы, как «Поле керамических семечек подсолнечника» Ай Вэйвэя, «Искусственное солнце» Олафура Элиассона (проект «Погода»), «Горки» Карстена Хеллера и «Шибболет» Дорис Сальседо — драматическая трещина в полу бывшей электростанции, не только пользовались успехом у публики, но и получили признание критиков. При ежегодной посещаемости, перевалившей за 5 млн человек, Тейт Модерн стал самым популярным в мире музеем современного искусства. Впрочем, посещаемость Тейт Бритен скорее разочаровывает.

Учитывая давнее стремление Николаса Сероты делать искусство более доступным не только в Лондоне, но и в регионах, его переход в Художественный совет Англии закономерен. При этом в ходе поездки в MIMA, Музей современного искусства Мидлсбро, Серота обронил, что порой мечтает о том, чтобы руководить маленьким музеем с первоклассной коллекцией и тесно сотрудничать с художниками.

Теперь, получив должность председателя Художественного совета Англии, он будет вынужден повременить с этой мечтой: ему предстоит поддерживать искусство в условиях бюджетных сокращений и выхода Соединенного Королевства из Европейского Союза. Но подобные задачи вряд ли поставят его в тупик. Виртуозный фандрайзер, Николас Серота добился того, что круг спонсоров Тейт стал не менее интернациональным, чем коллекция. Раз за разом ему удавалось убедить правительство — как лейбористов, так и консерваторов — увеличить базовое финансирование Тейт.

В июне Серота, которому в этом году исполнилось 70 лет, рассказал The Art Newspaper, что ему необходимо собрать еще £30 млн от общей стоимости нового проекта Тейт Модерн в £260 млн и что таким масштабным расширениям нужно время на «полную отладку». Тогда он говорил, что вопрос о его уходе «еще не решен окончательно». Серота сказал: «Когда я уйду, сама по себе роль не изменится. Попечители твердо намерены назначить директором человека с кураторским опытом, который будет поддерживать присущий этому учреждению дух общественного служения, а не просто руководить им».

«За последние 30 лет отношение публики к изобразительному искусству в стране изменилось радикально, — говорится в официальном заявлении Сероты. — Тейт гордится тем, что наряду с другими национальными и региональными музеями и новыми галереями по всей стране внес свой вклад в эти перемены».

Самое читаемое:
1
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
Более 20 артефактов, найденных в термах городка Сан-Кашано-деи-Баньи, являются одними из самых «значительных изделий из бронзы в истории древнего Средиземноморья»
09.11.2022
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
2
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
На юбилейной выставке знаменитого архитектора Третьяковка показывает в том числе труды своего отдела реставрации графики. Бумажные листы времен проектирования Казанского вокзала и Марфо-Мариинской обители потребовали серьезных восстановительных работ
21.11.2022
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
3
Игорь Грабарь: управляющий искусством
В Третьяковке открывается выставка к 150-летию Игоря Грабаря — художника, теоретика, преподавателя, реставратора и администратора, до сих пор вызывающего восхищение разносторонностью своих достижений
17.11.2022
Игорь Грабарь: управляющий искусством
4
Ереван: современные ценности на древней земле
В Армению, как правило, едут за древними архитектурными достопримечательностями, а между тем в ее столице Ереване более десятка интереснейших музеев
11.11.2022
Ереван: современные ценности на древней земле
5
Умерла Лиана Рогинская, вдова знаменитого художника
Во Франции после продолжительной болезни скончалась Лиана Шелия-Рогинская (1951–2022), вдова художника Михаила Рогинского, много сделавшая для его признания
23.11.2022
Умерла Лиана Рогинская, вдова знаменитого художника
6
Новое арт-пространство в Москве объединяет классику и современность
По инициативе мецената и предпринимателя Андрея Северилова и его команды в старинном особняке XVIII века начал работу частный культурный центр Elohovskiy Gallery, цель которого — выстраивать связи между разными направлениями и медиумами в искусстве
09.11.2022
Новое арт-пространство в Москве объединяет классику и современность
7
Коллекция Пола Аллена продана за $1,5 миллиарда
На аукционе Christie’s в Нью-Йорке собрание шедевров соучредителя Microsoft принесло рекордные полтора миллиарда долларов. Двадцать рекордов цен на художников были побиты, а пять работ проданы более чем за $100 млн
10.11.2022
Коллекция Пола Аллена продана за $1,5 миллиарда
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+