18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Дмитрий Аске о настоящем стрит-арте

№46
Материал из газеты

Художник, создатель онлайн-издания Vltramarine и автор лекций об истории граффити и стрит-арта, рассказывает о главных тенденциях и именах в уличном искусстве

Явление, которое сейчас принято называть стрит-артом, стало активно развиваться в начале 2000-х годов в Европе и США. Разумеется, некоторые художники работали в этом направлении и до появления самого термина. Так, произведения Кита Харинга прекрасно вписываются в концепцию стрит-арта, а его биографию можно считать образцовой для многих уличных художников — от рисунков на станциях нью-йоркского метро до монументальных росписей и многочисленных выставок. Подавляющее большинство известных уличных художников прошло именно такой путь: рисование в городском пространстве стало для них пропуском в мир галерейного искусства. И хотя они рисуют на улице, зарабатывают на жизнь стрит-арт-художники в основном продажей холстов и тиражной графики.

Для того чтобы лучше понять природу уличного искусства, важно знать, как оно связано с граффити и чем от него отличается. Субкультурное граффити появилось в США в конце 1960-х, и основные его каноны, сложившиеся к началу 1980-х, актуальны до сих пор. Граффити — это надписи, будь то тег на стене или огромный цветной рисунок на вагоне поезда. Граффити-райтеры зарабатывают авторитет внутри сообщества, тиражируя свой псевдоним или название команды. Уличные же художники в основном, напротив, пытаются вести диалог с максимальным количеством зрителей. Они не пишут свои имена, а создают красочные, запоминающиеся или провокационные изображения либо модифицируют городскую среду так, чтобы на миг привести прохожих в замешательство.

Интересно, что многие уличные художники со стажем начинали свой творческий путь в качестве граффити-райтеров. На рубеже 2000-х они устали писать свои псевдонимы и стали заменять их на различные знаки и персонажей. Этот шаг позволил им охватить новую, более широкую аудиторию. Кроме аэрозоли, художники начали активно использовать акриловую краску, кисти и валики, наклейки, трафареты и плакаты.

С течением времени сообщество уличных художников росло, стали проходить самоорганизованные выставки и фестивали. Распространению и популяризации стрит-арта очень сильно способствовал Интернет. Как бы банально ни звучало, но катализатором роста популярности стрит-арта у массовой аудитории, безусловно, стал Бэнкси. Он привлек внимание людей не только к себе, но и к уличному искусству в целом.

По мере встраивания стрит-арта в массовую культуру, с середины 2000-х в Европе и Америке проходят фестивали, во время которых уличным художникам предоставляют для рисования масштабные торцы и фасады зданий. Такие монументальные произведения всегда привлекают внимание. Вспомните, как после открытия Artplay, «Винзавода», «Флакона» и «Правды» там появлялись работы уличных художников и граффити-райтеров. Сегодня количество фестивалей уличного искусства, проходящих по всему миру, поражает. Некоторые востребованные авторы могут путешествовать с фестиваля на фестиваль каждые пару недель. Несанкционированное творчество уличных художников трансформировалось в разновидность искусства в общественном пространстве с разрешения городских властей. Этот факт практически стер грань между стрит-артом и паблик-артом и породил множество споров о природе «настоящего уличного искусства».

Сейчас именно монументальное течение уличного искусства является самым заметным и востребованным. При этом термин «стрит-арт» включает в себя различные направления: наклейки, трафареты, плакаты, интервенции в городскую среду, настенную живопись и графику.

Нужно отметить, что уличные художники не могут обеспечить себя, создавая гигантские рисунки на зданиях. Известные авторы зарабатывают в основном продажей своих галерейных произведений. В этом заключается еще один важный момент, который многие упускают из виду: на выставках стрит-арта в подавляющем большинстве случаев представлено не само уличное искусство, а студийные работы уличных художников.

Несмотря на обоснованную критику со стороны некоторых искусствоведов и активистов уличного искусства, стрит-арт пользуется огромной популярностью, а в Европе и США сформировался рынок произведений стрит-арт-художников. Ключевыми музейными проектами, фиксирующими стрит-арт как часть современного искусства, можно считать рисунки уличных художников на фасаде Тейт Модерн в 2008-м и крупномасштабную выставку Art in the Streets (Искусство на улицах) в Mузее современного искусства в Лос-Анджелесе в 2011-м.

В России уличное искусство появилось в первой половине 2000-х. Им так же, как и за границей, начали заниматься граффити-райтеры. Они расклеивали плакаты, делали трафареты, рисовали персонажей и различную графику. Одним из пионеров движения в России был Кирилл Кто, который до сих пор остается в числе самых известных отечественных уличных художников.

К концу 2000-х активность немногочисленных российских уличных художников сильно спала. Известный стрит-арт-активист Игорь П. в 2009 году провел в столице выставочный проект под названием Street Art Is Dead. Однако в начале 2010-х годов появились молодые авторы не только из Москвы и Санкт-Петербурга — на карте стрит-арта возникли Екатеринбург и Нижний Новгород. В 2011-м на Урале прошел первый ежегодный фестиваль уличного искусства «Стенограффия», а в 2012 году в Петербурге открылся Музей стрит-арта. В том же году с подачи журналистов английской газеты Guardian Паша 183 был назван «русским Бэнкси» и стал самым известным российским уличным художником. В 2013–2014 годах фестивали с участием уличных художников проходят от Москвы до Владивостока. Волна популярности стрит-арта в полной мере докатилась и до России.

В 2014-м первая московская биеннале «Артмоссфера» стала беспрецедентным событием как для уличных художников, так и для всех любителей стрит-арта. Впервые в рамках одного проекта были продемонстрированы работы нескольких десятков российских и зарубежных уличных художников и авторов, которые тесно связаны с граффити и стрит-артом.

На данный момент в нашей стране основными действующими лицами в области уличного искусства является небольшой пул активных художников, которые заметно выделяются из общей массы. Среди них можно отметить Тимофея Радю, Кирилла Кто, Алексея Луку (Luka), Мишу Мост (Most), Женю Оззика (0331с) и других. Все они начали рисовать на улице больше 15 лет назад и сейчас так или иначе задействованы в выставочных проектах современного искусства. Из более молодых обращают на себя внимание Рустам Кьюбик (QBic), команда «Той», Никита Nomerz, Артем Филатов и Андрей Оленев.

Подводя итоги, можно сказать, что за последние 15 лет в России пока ни один уличный художник не добился мирового признания в рамках стрит-арта, как это сделали, скажем, киевляне Алексей Аек и Владимир Ваван (в прошлом дуэт Interesni Kazki). Наши соотечественники пока не могут с ними соперничать ни по количеству работ, созданных по всему миру, ни по качеству исполнения.

Что касается тенденций, то в последнее время на волне популярности уличного искусства городские власти в России перехватили инициативу и под видом граффити и стрит-арта преподносят людям рекламу и псевдопатриотические оформления фасадов. В то же время некоторые российские художники, тесно связанные со стрит-артом, все чаще плодотворно взаимодействуют с галереями и все реже рисуют на улице. Если же смотреть на происходящее в глобальном масштабе, то монументальные росписи стали доминирующим направлением и отвлекли внимание публики от спонтанных, незаконных и чаще всего камерных произведений в городской среде, которые многие борцы за чистоту жанра считают настоящим стрит-артом.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+