18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Фотопарадом в Угличе» командовали классики

Как проходил и что интересного показал десятый международный фестиваль фотографии

Степенное созерцание мира в поисках кадра — не про участников юбилейного фотофестиваля, которых в этом году в Углич съехалось более 800. Времени, чтобы полюбоваться тем, как по Волге скользят теплоходы, между выставками, мастер-классами и дискуссиями 5-дневной программы у них почти не оставалось. Зато организаторы позаботились о том, чтобы все разглядели древний город, — посещение выставок (коих было более трех десятков) составило настоящий квест.

Прямо на территории Угличского кремля разместились работы классиков. Выставку Александра Тягны-Рядно в Богоявленском соборе можно было увидеть, только до конца дослушав выступление вокального народного ансамбля. Дорогу к ней украшали стенды с фотопроектом «Ветлуга — территория хоккея» Владимира Песни и с фотоэтюдами Венеции. Экспозицию хорошо знакомого московскому зрителю Антанаса Суткуса и самые первые фотоснимки Углича показывали в здании городской думы по паролю «я с „Фотопарада“». Современное искусство расположилось в другом конце города, в художественной школе прямо на территории Богоявленского монастыря. На одной из площадок — в здании земства с удивительным видом на угличскую ГЭС и судоходный шлюз — демонстрировалась современная арт-фотография Литвы.

Фестиваль порадовал широтой охвата жанров и техник фотоискусства — от натюрмортов в технике цианотипии и гумбихромата (избранные работы конкурса «Фотографический натюрморт», который провели в 2016 году портал Photographer.ru и Галерея классической фотографии) до арт-объектов вроде движущейся фотоленты петербургской художницы Анны Соповой или общественно значимых проектов Сергея Карпова о детях-инвалидах и умирании провинции с былыми заводами-гигантами (такими как «Красный май» в Вышнем Волочке). В первый день «Фотопарада в Угличе» открылась выставка фотослужбы ТАСС, отмечающей свое 90-летие. Цирковые львы на спинах лошадей, каракулевые шкурки на просушке в совхозе «Дангары», люди эпохи — от Константина Станиславского в ушанке до Юрия Гагарина в сомбреро — интересные и жизнеутверждающие снимки из архивов, которые не публиковались никогда прежде. И уже совсем другая, драматическая сторона эпохи показана в проекте Артема Берковича «На перекрестке времен», где были собраны работы трех поколений документальных фотографов — от Валерия Щеколдина до Юлии Абзалтдиновой.

Мирно сосуществующие в выставочном пространстве, в живом общении с классикой молодые фотографы-художники демонстрировали если не конфликт поколений, то настороженность и взаимное недоверие. На традиционных вечерних дискуссиях — «фоточаях» куратор арт-направления Надежда Шереметова призывала мэтров поразмышлять о новом дискурсе современной фотографии, но те наотрез отказывались выходить из поля классической эстетики. Александр Китаев сетовал, что в фотографиях нового поколения «Бога нет»; Владимир Вяткин отмечал, что «выставки молодых фотографов не обладают тематической завершенностью и осознанностью». Впрочем, некоторые пытались сгладить противоречия. Михаил Дашевский пояснил TANR: «Каждый должен реализовывать свои смыслы, как считает нужным. Искусство это или нет — решит история. Что скажут, к тому надо прислушиваться. А делать — свое».

Все-таки, как показал «Фотопарад в Угличе», молодые продолжают искать возможности в кросс-жанровости, в напряжении, которое чувствуется в непривычном, незнакомом, во взгляде на взгляд, в «не-в-себе вещи» (серия снимков выставки «Общее воображаемое»), о чем говорили на мастер-классах исследователи фотографии Ольга Аннаурова, Ксения Юркова, Ольга Давыдова и что было видно на выставках арт-направления.

Итоги фестиваля были подведены в последний день. Гран-при конкурса «Точка на карте. Малые города», а вместе с ним первое место в номинации «Арт проект» получила работа Евгения Молодцова «Вепсский лес». К слову, это решение тоже не было единогласным, фотографы, не входящие в жюри, отмечали, что техническое воплощение с проекциями не несет ничего нового. Лучшее портфолио составили работы симферопольского фотографа Антона Волка, который получил право представить персональную выставку на следующем фестивале.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+