18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

На рандеву с Незнайкой: художник, любивший ответ «я не знаю»

№45
Материал из газеты

Настроения, царящие в сборнике интервью Энди Уорхола, идеально ложатся на состояние нынешней неопределенности

Энди Уорхол стремился превратить свою жизнь в миф, в том числе и с помощью интервью, ныне собранных в одну книгу Я стану твоим зеркалом. Каждый, интересующийся современной культурой, создает для себя свой образ этого странного человека с выразительным лицом и ранней сединой. Для кого-то он предмет пристального академического изучения, для кого-то — основатель журнала Interview или прикольный персонаж. Для заочной приязни к Уорхолу не обязательно знать, чем он на самом деле занимался. Уорхолу удалось монетизировать даже те черты своего характера, которые отчаянно сопротивляются этому: застенчивость и неуверенность в себе. Сомнений мы не находим ни в работах Уорхола, использовавшего образы гламурной журналистики и одержимого фигурами суперзвезд, ни в его интервью. Художник говорил о том, что его интересует лишь поверхность, на которой разворачивается самое интересное. В этом смысле работы Уорхола практически недоступны «классическому искусствоведению», но хорошо поддаются социологическому  анализу. Ориентируясь на поверхность вещей, Уорхол порывал с глубокомысленностью предшествовавших его поколению абстрактных экспрессионистов. Так, в книге интервью возникает имя Барнетта Ньюмана, предстающего не в качестве большого художника, размышлявшего о возвышенном, но как завсегдатая нью-йоркских вечеринок. Все это легко принять за кокетство, ведь  поздние работы Уорхола не уступают экспрессионистам в мрачности.

Первая мысль при чтении собранных в эту книгу бесед: Уорхол попросту издевается. Но потом понимаешь, что это продуманная техника разговора, не предполагающая ухода в дебри, а скользящая по поверхности. Проще цитировать энциклопедию или сказать откровенную глупость, чем рассуждать о том, что неинтересно. Откровенно «сливая» беседу, Уорхол набивает себе цену, не выходя при этом из зоны комфорта. Думается, так и надо трактовать его постоянное «не знаю» на любой вопрос. Одна из важных составляющих мифа Уорхола заключается в том, что он прикидывался уставшим от журналистов, поэтому здесь не стоит ждать от него особых откровений. Все открытия Энди лежат в сфере практики художника-машины и в новом устройстве богемного сообщества, а не в разговорах вокруг да около. Уорхол довел индифферентность своих ответов до блеска, хотя в подлинной стратегии художника всегда сохранялся некий зазор, коренившийся в междисциплинарности его творчества (проще сказать, чем он не занимался). В интервью он предстает бездельником, фланирующим с одной вечеринки на другую, и трудоголиком, проводящим бесконечные кастинги и изготавливающим в промышленных масштабах шелкографии и фильмы. Бесконечно путая карты, Уорхол постоянно переопределял амплуа художника, отвечая на идеологический запрос («а чем вы занимаетесь?») сакраментальным «не знаю». 

Самое читаемое:
1
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
Выставка, которую ждали почти пять лет, открылась в Корпусе Бенуа. Существенную часть вещей, пополнивших собрание ГРМ, составляют работы художников, чьих произведений в фондах музея до сих пор не было
10.06.2024
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
2
Образы дореволюционной дольче вита проявили в Музее русского импрессионизма
Выставка «Журнал красивой жизни» посвящена «России, которую мы потеряли», только вместо хруста французской булки — Бакст, Коровин и Фешин
20.06.2024
Образы дореволюционной дольче вита проявили в Музее русского импрессионизма
3
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
Выставка в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, посвященная архитектуре Вечного города в исторической гравюре, стала первым кураторским проектом нового директора музея Елизаветы Лихачевой в этих стенах
11.06.2024
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
4
Надежда Плунгян: «Наши москвички — женщины отважные, и одновременно у них очень тяжелый личный опыт»
В Музее Москвы идет выставка «Москвичка. Женщины советской столицы 1920–1930-х». Мы поговорили с ее сокуратором Надеждой Плунгян о создании этого и других проектов, написании книг, а также об особенностях восприятия гендера в России сегодня
17.06.2024
Надежда Плунгян: «Наши москвички — женщины отважные, и одновременно у них очень тяжелый личный опыт»
5
Куратор Марина Лошак открывает выставку о любви Иосифа Бродского к Китаю
Экспозиция в музее «Полторы комнаты» из подлинных восточных предметов выстроена вокруг стихотворения «Письма династии Минь» и семейных воспоминаний Бродских
19.06.2024
Куратор Марина Лошак открывает выставку о любви Иосифа Бродского к Китаю
6
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
Два главных символа Нижнего Новгорода — стрелка Волги и Оки и знаменитая ярмарка — объединились в выставке Нижегородского государственного художественного музея «Русская ярмарка. Торг. Гулянье. Балаган»
30.05.2024
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
7
Картины-фьючерсы, золотое метахранилище и заведомые шедевры: что интересного на ярмарке 1703
Третья ярмарка искусства 1703 открылась в Санкт-Петербурге. Более 40 галерей представляют разные направления современного искусства и векторы коллекционирования — от академической живописи до фиджитал-арта и дизайна
06.06.2024
Картины-фьючерсы, золотое метахранилище и заведомые шедевры: что интересного на ярмарке 1703
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+