18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Выставка Николая Шестопалова в Русском музее

Николай Шестопалов — одно из малоизвестных имен в русской живописи прошлого века. Между тем произведения этого художника в 1920-е и 1930-е годы расходились многотысячными тиражами — его пейзажи и жанровые сцены украшали почтовые открытки, но при таком широком распространении имя автора этих работ закономерно оставалось в тени.

Выставка в Русском музее позволяет пристальнее вглядеться в интересный, пусть и скромный эпизод из истории отечественного искусства. Экспозиция в Строгановском дворце включает в себя более 70 произведений живописи и графики из коллекций Русского музея, московской галереи «Веллум» и частных собраний.

Шестопалов считается учеником Репина, однако его путь в искусство был долгим и извилистым: родом из крестьян, ученик церковно-приходской школы, не пройдя по конкурсу в Московское училище живописи, он разумно предпочел поступлению в петербургскую Академию художеств обучение в школе Общества поощрения художеств, откуда перешел в натурный класс Ильи Репина в студии Тенишевой, затем занимался в студии знаменитого гравера Василия Матэ, а после 1905 года уехал в Мюнхен, где учился в рисовальном классе Генриха Книрра. После 1907 года он принимает участие в выставках «Мира искусства» и «Нового товарищества художников», а после революции становится одним из первых членов основанного в 1922 году АХРР. Как у многих художников, манера Шестопалова объединяет русскую живописную школу с импрессионизмом, а в работах историко-революционного жанра начала 1930-х годов появляются отзвуки экспрессионизма.

Судьба художника в советское время сложилась удачно: в 1938 году он написал картину, изображающую Ленина и Сталина в Кремле, — впрочем, в отличие от своего мюнхенского учителя Книрра, который в те же годы стал портретистом другого вождя, работы Шестопалова нельзя назвать официозом. На выставке в Строгановском дворце художник показан прежде всего как певец дореволюционного быта и красоты ушедшей России. Пейзаж был ведущим в творчестве Шестопалова, будь то подмосковные, крымские, среднеазиатские места или даже индустриальные ландшафты Днепрогэса, а в конце жизни — пейзажи пушкинских мест.

Государственный Русский музей, до 5 сентября

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
Традиционно проверка на наличие повреждений проводилась вручную, но сочетание современных диагностик, примененных при реставрации капеллы Бранкаччи, может совершить прорыв в этой области
06.05.2025
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
4
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
5
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
6
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
22-я ярмарка современного, классического и ювелирного искусства «Арт Москва» пройдет в Гостином Дворе и покажет галереи и проекты рекордного количества и разнообразия
21.04.2025
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
7
«ГЭС-2» раскапывает глубокие аспекты советской археологии
Выставка «Не слитно, не раздельно» не про орфографию. Она посвящена Хорезмской экспедиции — советскому модернистскому проекту, в котором археологические исследования были одним из этапов преобразования природы и жизни
16.04.2025
«ГЭС-2» раскапывает глубокие аспекты советской археологии
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+