18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

На набережной Бранли празднуют десятилетие с благодарностью Жаку Шираку

№45
Материал из газеты

Спорный, но модный этнографический центр появился его усилиями

Музей на набережной Бранли в Париже, обладатель огромной коллекции искусства неевропейских культур и цивилизаций, отмечает десятилетний юбилей. По этому случаю здесь проходит выставка, посвященная экс-президенту Франции Жаку Шираку, благодаря которому на южном берегу Сены и выросла эта необычная постройка. Ширак, увлекающийся искусством Японии и доколумбовой Америки, горячо поддерживал проект строительства самого большого в мире музея «незападного» искусства.

Справка

Внутри Музея на набережной Бранли

Коллекция музея включает в себя около 300 тыс. экспонатов (а также фотографии и документы), большинство которых происходит из бывших французских колоний. В самом центре здания, возведенного по проекту Жана Нувеля, находится галерея длиной 200 м, возвышающаяся над землей словно на огромных ходулях. В извилистых залах разместилось 3,5 тыс. объектов постоянной экспозиции с разделами, посвященными Африке, Азии, Океании, Северной и Южной Америке. В прошлом году музей привлек 1,3 млн посетителей, став четвертым по популярности в Париже.

Что в имени тебе моем?

Музей на набережной Бранли дипломатично решил проблему поиска правильного слова для «незападного» искусства, избрав топографическое название. Он стоит на набережной, названной в честь Эдуара Бранли, изобретателя беспроводной телеграфии. В связи с юбилеем к его названию хотят добавить имя Жака Ширака (Музей на набережной Бранли Жака Ширака), что странно вдвойне: музей, посвященный неевропейскому искусству, будет назван в честь двух французов — ученого и политика.

Еще…

Грандиозный план экс-президента состоял в объединении двух крупных парижских собраний: закрытого на данный момент Национального музея искусства Африки и Океании и этнографического отдела Музея человека. Жемчужинами коллекции стали африканские маски, перуанские керамические фигурки и азиатские ткани. Когда о проекте только объявили, многие критиковали решение изъять экспонаты из действующих музеев, чтобы создать новый. Однако, по мнению Стивена Энгельсмана, директора Всемирного музея в Вене, Музей на набережной Бранли «активно способствовал общественному признанию этнографических коллекций и музеев».

Здесь провели уже 97 выставок, то есть почти по десять в год. Их широкая программа фокусируется на отдельных неевропейских культурах и кросс-культурных темах (скажем, Persona. Étrangement humain, посвященная одушевленности, до 13 ноября).

Говоря о будущем, основатель и президент музея Стефан Мартен признает, что больше внимания будет уделять постоянной коллекции, которая обычно занимает лишь 60% выставочного пространства и еще меньше во время выставок. В следующее десятилетие планируется изменить экспозицию, чтобы представить основные артефакты в новом свете.

С тех пор как в 2006 году музей открылся, не утихают споры об организации его экспозиции. Предметы в ярком свете прожекторов в затемненной галерее — это произведения искусства или все-таки этнографические объекты? Смотрятся они, конечно, зрелищно, но многие посетители уходят из музея с минимальными знаниями о цивилизациях, которые создали эти вещи.

Вскоре Музей на набережной Бранли столкнется с проблемой размещения новых приобретений. Член его попечительского совета Николас Томас, директор Кембриджского музея археологии и антропологии, считает, что парижскому музею следует делать ставку на современное искусство. «Как обновлять собрание, как создавать коллекции в будущем — вот основные вопросы, которые вынуждены решать этнографические музеи», — говорит он.

Несмотря на разгорающиеся дискуссии, музей строит грандиозные планы. «В наши смутные времена Музей на набережной Бранли более чем когда-либо должен оставаться оплотом открытого диалога и толерантности», — объясняет Мартен. 

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
6
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
Наша газета составила традиционный список номинантов на ежегодную премию за 2023 год в пяти категориях: «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года», «Личный вклад». Знакомьтесь с ее лонг-листом. Лауреаты будут объявлены 13 марта
08.02.2024
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+