18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

На набережной Бранли празднуют десятилетие с благодарностью Жаку Шираку

№45
Материал из газеты

Спорный, но модный этнографический центр появился его усилиями

Музей на набережной Бранли в Париже, обладатель огромной коллекции искусства неевропейских культур и цивилизаций, отмечает десятилетний юбилей. По этому случаю здесь проходит выставка, посвященная экс-президенту Франции Жаку Шираку, благодаря которому на южном берегу Сены и выросла эта необычная постройка. Ширак, увлекающийся искусством Японии и доколумбовой Америки, горячо поддерживал проект строительства самого большого в мире музея «незападного» искусства.

Справка

Внутри Музея на набережной Бранли

Коллекция музея включает в себя около 300 тыс. экспонатов (а также фотографии и документы), большинство которых происходит из бывших французских колоний. В самом центре здания, возведенного по проекту Жана Нувеля, находится галерея длиной 200 м, возвышающаяся над землей словно на огромных ходулях. В извилистых залах разместилось 3,5 тыс. объектов постоянной экспозиции с разделами, посвященными Африке, Азии, Океании, Северной и Южной Америке. В прошлом году музей привлек 1,3 млн посетителей, став четвертым по популярности в Париже.

Что в имени тебе моем?

Музей на набережной Бранли дипломатично решил проблему поиска правильного слова для «незападного» искусства, избрав топографическое название. Он стоит на набережной, названной в честь Эдуара Бранли, изобретателя беспроводной телеграфии. В связи с юбилеем к его названию хотят добавить имя Жака Ширака (Музей на набережной Бранли Жака Ширака), что странно вдвойне: музей, посвященный неевропейскому искусству, будет назван в честь двух французов — ученого и политика.

Еще…

Грандиозный план экс-президента состоял в объединении двух крупных парижских собраний: закрытого на данный момент Национального музея искусства Африки и Океании и этнографического отдела Музея человека. Жемчужинами коллекции стали африканские маски, перуанские керамические фигурки и азиатские ткани. Когда о проекте только объявили, многие критиковали решение изъять экспонаты из действующих музеев, чтобы создать новый. Однако, по мнению Стивена Энгельсмана, директора Всемирного музея в Вене, Музей на набережной Бранли «активно способствовал общественному признанию этнографических коллекций и музеев».

Здесь провели уже 97 выставок, то есть почти по десять в год. Их широкая программа фокусируется на отдельных неевропейских культурах и кросс-культурных темах (скажем, Persona. Étrangement humain, посвященная одушевленности, до 13 ноября).

Говоря о будущем, основатель и президент музея Стефан Мартен признает, что больше внимания будет уделять постоянной коллекции, которая обычно занимает лишь 60% выставочного пространства и еще меньше во время выставок. В следующее десятилетие планируется изменить экспозицию, чтобы представить основные артефакты в новом свете.

С тех пор как в 2006 году музей открылся, не утихают споры об организации его экспозиции. Предметы в ярком свете прожекторов в затемненной галерее — это произведения искусства или все-таки этнографические объекты? Смотрятся они, конечно, зрелищно, но многие посетители уходят из музея с минимальными знаниями о цивилизациях, которые создали эти вещи.

Вскоре Музей на набережной Бранли столкнется с проблемой размещения новых приобретений. Член его попечительского совета Николас Томас, директор Кембриджского музея археологии и антропологии, считает, что парижскому музею следует делать ставку на современное искусство. «Как обновлять собрание, как создавать коллекции в будущем — вот основные вопросы, которые вынуждены решать этнографические музеи», — говорит он.

Несмотря на разгорающиеся дискуссии, музей строит грандиозные планы. «В наши смутные времена Музей на набережной Бранли более чем когда-либо должен оставаться оплотом открытого диалога и толерантности», — объясняет Мартен. 

Самое читаемое:
1
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
Комплексная научная реставрация памятника продолжалась почти 20 лет. Китайский дворец — единственная постройка в стиле рококо, сохранившаяся с XVIII века в нашей стране в подлинном виде
03.07.2024
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
2
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
Если нет возможности уехать в отпуск далеко и надолго, то можно выбраться на один-два дня в тихие городки близ столицы. Благо их хватает и во многих идут стоящие выставки
08.07.2024
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
3
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
Музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино» открылся после двухлетней реставрации. Рассказываем, что нельзя пропустить в родовом имении поэта, где он провел три прекрасные осени
07.07.2024
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
4
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
Каникулярное время с хорошей погодой в разгаре, а значит, пора устроить культурный променад. Главные выставки лета в Москве и Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде, наконец в Красноярске — в нашей подборке
08.07.2024
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
5
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
Филиал, посвященный общению с искусством детей, подростков и взрослых с различными формами инвалидности, разместился в двухэтажном особнячке рядом с новейшим корпусом галереи в Кадашах
03.07.2024
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
6
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
В музейном деле наметилась новая тенденция: меньше выставок, углубленная программа исследований, скромные приобретения и больше взаимодействия с публикой
01.07.2024
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
7
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
С 12 по 14 июля в Выксе в 14-й раз пройдет ежегодный городской фестиваль актуальной культуры. Мы поговорили с его создательницей о том, что такое Выкса и почему выксунцы восстановили мурал «русского Бэнкси» на торце пятиэтажки прямо поверх утеплителя
05.07.2024
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+