Институт Курто приостанавливает изучение русского искусства

№45, июль-август 2016
№45
Материал из газеты

Политического подтекста в этом нет, но просматривается финансовый

missusdoubleyou/flickr.com
missusdoubleyou/flickr.com

Институт искусства Курто объявил о запуске £50-миллионного проекта под названием Courtauld Connects. Он будет осуществлен на средства спонсоров и предусматривает работу со зданием Сомерсет-Хаус, где располагается институт, и развитие его исследовательских программ и внешних связей. В то же время у многих вызывает тревогу сокращение финансирования редкой магистерской программы по русскому искусству, которая, по словам представителей института, «временно приостанавливается».

«О том, чтобы полностью отказаться от этой темы, речи не идет», — говорит основатель программы профессор Джон Милнер, недавно вышедший на пенсию, но по-прежнему остающийся в курсе событий. По его словам, институт переносит фокус своих интересов на Азию, поэтому точно так же в прошлом году временно приостановил программу исследований Средневековья. Его коллега профессор Сара Уилсон, специализирующаяся на широком круге тем, от европейского политического искусства через глобальный концептуализм до Pussy Riot, уточняет, что у этой паузы нет никакого политического подтекста.

Уилсон и Милнер подчеркивают значение магистерской программы по русскому искусству. «Она постоянно расширялась», — вспоминает Милнер. В ее рамках велись самые разнообразные изыскания, от византийских исследований до изучения искусства XX–XXI веков, и «было удивительно наблюдать, какой большой интерес она вызывает».

Центр русского искусства Кембридж — Курто (CCRAC), который Джон Милнер основал совместно с профессором Розалинд Полли Блэйксли, пока продолжает свою деятельность. Он создан для диалога между британскими и российскими учеными и художниками при помощи конференций и дискуссий, которые организуются в обеих странах. Недавно Блэйксли курировала выставку русского портрета из коллекции Государственной Третьяковской галереи в лондонской Национальной портретной галерее. В рамках этой выставки при поддержке московского фонда IN ARTIBUS прошла научная конференция, посвященная русской живописи второй половины XIX века. Основатель фонда и издатель международной сети The Art Newspaper Инна Баженова, открывая конференцию, подчеркнула в своей речи важность присутствия русского искусства в стенах британского музея. Русская живопись XIX века действительно плохо известна англичанам, в отличие от, например, икон или авангарда.

Профессор Мария Милеева, под руководством Милнера защитившая докторскую диссертацию о выставках западного искусства в Советском Союзе в 1920–1930-х годах, прежде всего в московском Государственном музее нового западного искусства, теперь руководит магистерской программой и является одним из руководителей CCRAC.

Представитель Курто Майкл Шерри рассказал российской редакции The Art Newspaper, что институция «надеется привлечь £2,7 млн» на открытие постоянной ставки, связанной с историей русского искусства, и надеется, что 100-летие Октябрьской революции в 2017 году вдохновит меценатов. К кому из потенциальных спонсоров уже успели обратиться, он не сообщил, но директор фонда Леонида Михельсона «Виктория — искусство быть современным» (V-A-C) Тереза Мавика подтвердила, что входящий в список Forbes миллиардер отклонил предложение Курто. По ее словам, V-A-C уже спонсирует грант имени Ольги Лопуховой (1958–2009, российский куратор и галерист. — TANR) по обучению молодых российских кураторов в Институте Курто, а также русские кураторские программы в Тейт и пятилетнюю совместную программу с галереей Whitechapel. «Нельзя полагать, что Михельсон может в одиночку поддерживать все, что только ни происходит в художественном мире», — сказала Мавика и назвала «стыдным», что другие, в частности Александр Смузиков, коллекция русского авангарда которого ближе по духу к тому, что предлагает Институт Курто в своей русской программе, остаются в стороне.

По словам куратора V-A-C Дениса Столярова, обучающегося сейчас в Курто по гранту имени Лопуховой и пишущего докторскую диссертацию о «постсоветском искусстве в эпоху дикого капитализма», институт поддерживает фундаментальные академические исследования в области современного российского искусства, практически невозможные в самой России. Сара Уилсон нередко обращается к темам, которые шокировали бы традиционных российских академических искусствоведов. К примеру, в 2014 году она пригласила живущего в Нью-Йорке художника, эмигранта и гея Евгения Фикса прочесть лекцию о пересечении гомосексуальной и коммунистической идентичностей.

В поисках спонсора Институту Курто помогает арт-консультант Николас Ильин. «Я считаю, русское искусство, в особенности ХХ века, крайне важным, и очень немногие институции за пределами России преподают его, — говорит он. — Будет очень жаль, если эта программа закроется».

По мнению Столярова, олигархи «готовы скорее спонсировать участие перспективного человека в конкретной программе, чем какую-то программу целиком». Но даже при этом стоимость годовой программы в Институте Курто — £15 тыс., или 1,5 млн руб. «Это половина бюджета выставочного проекта в Москве», — отмечает куратор.

Выпускники Института Курто оказывают влияние на российское искусство. Так, куратор открывающейся 1 июля V Московской биеннале молодого искусства Надим Самман защитил там докторскую диссертацию, посвященную движению постсоветского искусства «между ГУЛАГом и Гуггенхаймом». Елена Судакова после получения в Курто магистерской степени основала в Лондоне галерею русского искусства и дизайна GRAD и быстро сделала себе имя благодаря междисциплинарным выставкам, заполнившим существовавшие там пробелы в области российского и восточноевропейского искусства.

По словам Судаковой, изучение русского искусства 1905–1945 годов под руководством Милнера «изменило ее жизнь» и радикально отличалось от того, что ей было известно в Москве, где она училась в Московском государственном университете и работала в сфере искусства. «Он совершенно перевернул мое представление о том, как надо показывать искусство, — рассказывает галеристка. — Он просто показал мне, как вообще надо относиться к истории искусства, то есть как читать ее политически и экономически, а не только с эстетической точки зрения».

В GRAD успело поработать около полутора десятков студентов Курто, и институт «оказывал им колоссальную поддержку, в первую очередь моральную». Директор Института Курто профессор Дебора Суоллоу входит в состав консультационного совета галереи GRAD. «Вы можете себе представить, чтобы Садовничий из МГУ приходил к какому-то студенту? На тот момент я была в Лондоне два года», — уточняет Судакова.

Сара Уилсон и Джон Милнер рассчитывают на то, что 2017 год станет для Института Курто решающим. Милнер работает над выставкой раннего советского искусства в Королевской академии художеств, где будет реконструирован зал Казимира Малевича со знаменитой ленинградской ретроспективы советского искусства 1932 года. «Мы все мечтаем о чудесах, которые принесет нам 2017 год», — говорит Уилсон.

Самое читаемое:
1
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке
19.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
4
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
5
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
Правило трех “D” — death, divorce, debt (смерть, развод, долги) — хорошо известно и участникам, и аналитикам арт-рынка. Как правило, одно из этих обстоятельств, а иногда и их совокупность заставляют коллекционеров расставаться с шедеврами
21.10.2021
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
6
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
7
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Всего в Санкт-Петербург привезли больше 60 работ художника из собрания фонда «Гала — Сальвадор Дали». Среди них знаменитая «Галарина», которая не покидала стен Театра-музея в Фигерасе с момента смерти Дали
13.10.2021
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+