Внимание ведущих музеев и художников приковано к тысячам беженцев

№45, июль-август 2016
№45
Материал из газеты

Художники и культурные институции все чаще обращаются к проблеме миграционного кризиса в Европе

Художник Ай ВэйВэй в лагере беженцев на греко-македонской границе AP Photo/ТАСС
Художник Ай ВэйВэй в лагере беженцев на греко-македонской границе AP Photo/ТАСС

Ай Вэйвэй в мае представил новую работу, посвященную продолжающему набирать обороты гуманитарному кризису в Европе и на ее границах. Китайский художник, организовавший временную мастерскую на греческом острове Лесбос, на своей выставке в Музее кикладского искусства в Афинах сопоставляет древнегреческий погребальный сосуд для сбора слез плакальщиков с баллонами слезоточивого газа, которым разгоняли беженцев из лагеря Идомени на границе Греции с Македонией. Среди других работ с выставки Ай Вэйвэй в Музее кикладского искусства (до 30 октября), также посвященных нелегкой судьбе мигрантов, — Обои для iPhone (2016), коллаж, состоящий из 12,03 тыс. снятых художником на смартфон снимков людей, ищущих убежища.

«Как будто я упал в глубокую черную дыру, — так говорит художник о своем первом визите на Лесбос, ставший перевалочным пунктом для более 80% беженцев, прибывающих в Европу. — Мы ехали по берегу, и вдруг я увидел пустую лодку, которую относило в море. Я выскочил из машины и запрыгнул в нее, она была наполовину затоплена. И долго сидел там, представляя, как меня поглощает океан. Вот тогда я и решил перенести свою студию на Лесбос».

Музей современного искусства (MoMA) в Нью-Йорке одним из последних присоединился к обсуждению гуманитарного кризиса, который до сих пор рассматривался в основном как проблема Ближнего Востока и Европы. Здесь показывают серию фильмов марокканско-французской художницы Бухры Халили о восьми нелегальных мигрантах (до 28 августа), а 1 октября откроется выставка, посвященная архитектуре приютов и лагерей для беженцев.

Директора MoMA Гленна Лоури недавно пригласили на CNN редактировать серию видеосюжетов на тему миграции. «Думаю, 2016-й может стать решающим годом для всех нас», — говорит Лоури, отмечая, что именно художники многие годы противостояли последствиям массовых миграций. В пример он приводит работу Халили Путешествие по карте, созданную в 2008–2011 годах. В фильме показывают беженцев, отмечающих черным маркером на политической карте мира свой путь, параллельно за кадром они рассказывают истории своей жизни. «[Халили] близко к сердцу принимает этот кризис... и она заставляет нас понять, что это касается каждого и просто нельзя оставаться равнодушным», — замечает Лоури.

Европейские музеи первыми встали на защиту беженцев. Некоторые из них начали работать непосредственно с мигрантами задолго до нынешнего кризиса. Так, Музей современного искусства «Луизиана» из датского города Хумлебек в 2006 году запустил проект Путешествия с искусством. В апреле он был отмечен наградой Международного совета музеев как лучшая инициатива: это художественные занятия для детей-беженцев при участии датского отделения Красного Креста. Фокус проекта в последние годы сместился, по словам его руководителя Лин Али Хайдер. В 2006 году большинство прибывающих в Данию детей были в возрасте от 8 до 12 лет, они искали убежища вместе со своими семьями. Теперь же среди мигрантов много несовершеннолетних, от 16 до 18 лет, приехавших без взрослых. «Взаимодействие с искусством, погружение в мир творчества и возможность общаться с ровесниками в спокойной обстановке — все это очень важно для этих молодых людей, которые, естественно, очень беспокоятся по поводу своего будущего», — говорит Хайдер.

Датско-исландский художник Олафур Элиассон совместно с Музеем современного искусства Тиссен-Борнемиса (TBA21) в Вене организовал проект под названием Зеленый свет. До начала июня беженцы и мигранты, а также местные студенты приглашались поучаствовать в художественных мастер-классах, где можно было научиться делать лампы из переработанных материалов. «Зеленый свет — символ гостеприимства, — объясняет Элиассон. — Совместно работая в художественном контексте, участники смогут не только создать элементы модульного освещения, но и сформировать общую среду, в которой различия не только принимаются, но и приветствуются». Лампы, изготовленные из стаканчиков для йогурта, пластиковых пакетов, нейлона и неоновых зеленых светодиодов, стоят €300. Вырученные средства перечисляются в фонд Красного Креста в Вене и на другие проекты помощи беженцам в Австрии.

Самое читаемое:
1
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
4
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
5
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
6
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
7
Сурия Садекова: «Люди открывают личность, которую не знали»
В Фонде Louis Vuitton 22 сентября открывается выставка собраний Ивана и Михаила Морозовых. Сурия Садекова, завотделом образовательно-выставочных проектов ГМИИ им. А.С.Пушкина, рассказала о коллекции, проекте и организационных подвигах
21.09.2021
Сурия Садекова: «Люди открывают личность, которую не знали»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+