18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Кураторы предлагают заново оценить наследие Шарля Лебрена, первого живописца и арт-директора «короля-солнца»

№44
Материал из газеты

В филиале Лувра в Лансе открылась грандиозная выставка любимого художника Людовика XIV

Номер в парижском отеле Ritz, где более 30 лет прожила Коко Шанель, хранил тайну, которая открылась в 2012 году во время капитальной реконструкции здания. Потемневшая картина, с незапамятных времен висевшая над столиком в гостиной номера, оказалась при ближайшем рассмотрении произведением Шарля Лебрена (1619–1690), главного художника при дворе «короля-солнца» Людовика XIV. В 2013 году на Christie’s нью-йоркский Метрополитен-музей купил это полотно — Жертвоприношение Поликсены (1647) — за рекордные для художника €1,4 млн. Своего рода открытие и переоценку творчества Лебрена кураторы первой за полвека большой выставки его работ предлагают сделать и ее посетителям. А уже упомянутое Жертвоприношение Поликсены — одна из 235 работ, включенных в эту масштабную экспозицию, куда вошли и картины из частных собраний, раньше не выставлявшиеся.

Сын простого каменщика, Шарль Лебрен сделал головокружительную карьеру, на 30 лет став главным живописцем Людовика XIV, руководителем гобеленовой мануфактуры, первым президентом Академии живописи и скульптуры, а затем и президентом Французской академии в Риме, функционирующей по сей день. Лебрен был главным во всех смыслах и ипостасях, фактически насаждал свои довольно консервативные вкусы в искусстве, зорко следя за работавшими под его руководством художниками, чтобы они не отклонялись от принятых при дворе жестких художественных канонов, шла ли речь о живописи, декоре интерьеров или садовой скульптуре. Он действительно был талантливым управляющим, наделенным к тому же исключительными полномочиями. Именно благодаря его организаторским способностям в XVII веке появились Зеркальный зал в Версальском дворце и Аполлонова галерея в Лувре. Оба они, как и ряд других интерьеров, декорированных под руководством Лебрена, недавно отреставрированы и позволят по-новому оценить его талант, чтобы наконец отвести первому художнику Людовика XIV достойное место рядом с Рубенсом и Бернини.

Выставка в Лансе делает акцент на тех новшествах, которые ввел в художественную практику Шарль Лебрен. В экспозицию помимо живописи включены гобелены по его эскизам и на редкость выразительные для своего времени наброски с изображением животных. А через стеклянную стену можно понаблюдать за реставрацией одного из полотен Лебрена — Христос в Гефсиманском саду (около 1660). 

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+