18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

«Нет таких табу, которые было бы нельзя нарушить»

После небольшого перерыва российско-британские диалоги, организованные Государственной Третьяковской галереей при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина, снова собрали публику в лазурно-сизом зале Врубеля. О культурном лидерстве в современном мире поговорили театральный и кинорежиссер, руководитель «Гоголь-центра» Кирилл Серебренников и директор галереи Whitechapel Ивона Блазвик.

«Должна ли культура являться полем для эксперимента? Работать на большинство зрителей или на себя? И насколько государство может регулировать культурный эксперимент?» — с такими вопросами обратилась модератор вечера арт-критик и журналист Анна Наринская к выступающим, предложив открыть встречу Кириллу Серебренникову.

Режиссер начал с мысли, что объяснять необходимость эксперимента в XXI веке просто нет необходимости. Это и так очевидно: культура, как и другие социальные изобретения, развивалась постепенно, невозможное становилось разумеющимся. «У меня спрашивают, почему я одеваю своих актеров в современные костюмы, но почему-то никто не спрашивает, а почему на сцене видеокамера или зачем я использую микрофон». Режиссер отметил, что пора бы начать смотреть в будущее, и в этом плане его очень интересует концепция «блокчейна» — система, при которой не нужны посредники в общении двух резидентов, так как существует сценарий доверия. «Если эта новая концепция победит, уйдут посредники в виде банков, нотариусов, даже государств», — считает он. Переходом с системы вертикали, которая деморализует людей, к горизонтальным связям между ними, по мнению Кирилла Серебренникова, как раз и должен заниматься культурный лидер. «Самых главных мотиваций всего три: деньги, любовь и страх. В культуре, где не должно быть ни денег, ни страха, любовь должна оставаться самой важной мотивацией для создания связей и сценариев доверия».

«К сожалению, в России уровень эксперимента сегодня — это Достоевский в современных костюмах, — обратилась Анна Наринская к Ивоне Блазвик. — А что же эксперимент для современной Англии?»

Куратор, член жюри Премии Тернера отметила, что Россия была и остается тем не менее создателем революционных моментов в истории искусства (авангард, конструктивизм) — таковым в свое время было феминистское движение, которое нашло воплощение в видеоарте. «Перспективным медиа для меня остается перформанс, то, что можно назвать работой с движущимся изображением. Искусство должно оставаться свободным от всего, будь то кассовые сборы или условия просмотра. Нужно не бояться доверять художнику, нет таких табу, которые было бы нельзя нарушить». Ивона Блазвик рассказала также о финансировании современного искусства сегодня: «В Европе более 80% культурных институций имеют государственное финансирование. Также существует спонсорство и скрытое финансирование. Но государство не должно вмешиваться в искусство, здесь должен главенствовать принцип вытянутой руки. Отсутствие денег лишь дополнительная мотивация для художника».

В ответ Анна Наринская попросила поделиться своим «способом выживания» Кирилла Серебренникова. Тот вспомнил, как поставил в «Гоголь-центре» спектакль «Кому на Руси жить хорошо» с нулевым бюджетом. «Сейчас есть возможность быть услышанным каждому. Существует поддержка фондов, краудфандинг, глобальная сеть. Невозможно остановить человеческий прогресс — это все равно что пытаться перекрыть водный поток, который если не пробьется здесь, то найдет русло где-нибудь еще», — считает режиссер. Эксперимент спикер сравнил с энергией тока, которая позволяет нам «зажечься», пусть даже иногда это и энергия заблуждения.

Оба гостя рассказали также о своих любимых экспериментах в искусстве. Для Ивоны Блазвик таковой оказалась инсталляция Уолтера де Марии «Земляная комната». Куратор отметила, что эта «скульптура без пьедестала», удивительно спокойный пейзаж посередине города изменил ее парадигму и вдохновил на многие эксперименты, в том числе в галерее Тейт. Для Кирилла Серебренникова таким вдохновляющим примером оказалось творчество бельгийского художника и режиссера, ставящего 24-часовые спектакли, Яна Фабра. «Такое некоммерческое использование времени поражает. Это театр в другом пространственно-временном континууме, иногда с открытой провокативностью. Автор делает то, что считает нужным, но показать это в России, естественно, невозможно», — считает Серебренников.

В оживленной дискуссии эксперты обсудили также вопросы о роли кураторства, взаимосвязи театра и перформанса, понимании языка культуры массовым зрителем и открытости зрителя новому видению искусства.

Самое читаемое:
1
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
2
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
3
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
4
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
5
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
6
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
7
Что ценного и значимого находят в московской земле
Ежегодно при археологических раскопках на строительных площадках обнаруживают тысячи артефактов, которые затем отправляются в музей. Важным с точки зрения науки может оказаться буквально любой предмет, поднятый из исторического слоя
28.03.2025
Что ценного и значимого находят в московской земле
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+