18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Институт Курто финансирует художественные связи

В мае Институт искусства Курто объявил о запуске £50-миллионного проекта под названием Courtauld Connects. Он будет осуществлен на средства спонсоров и предусматривает работу со зданием Сомерсет-Хаус, где располагается институт, и развитие его исследовательских программ и внешних связей. В то же время у многих вызывает тревогу сокращение финансирования редкой магистерской программы по русскому искусству, которая, по словам представителей института, «временно приостанавливается».

«О том, чтобы полностью отказаться от этой темы, речи не идет», — говорит основатель программы профессор Джон Милнер, недавно вышедший на пенсию, но по-прежнему остающийся в курсе событий. По его словам, институт переносит фокус своих интересов на Азию, поэтому точно так же в прошлом году временно приостановил программу исследований Средневековья. Его коллега профессор Сара Уилсон, специализирующаяся на широком круге тем от французского сталинизма через глобальный концептуализм до Pussy Riot, уточняет, что у этой паузы нет никакого политического подтекста.

Уилсон и Милнер подчеркивают значение магистерской программы по русскому искусству. «Она постоянно расширялась», — вспоминает Милнер. В ее рамках велись самые разнообразные изыскания, от византийских исследований до изучения искусства XX–XXI веков, и «было удивительно наблюдать, какой большой интерес она вызывает».

Тем временем свою деятельность продолжает Центр русского искусства Кембридж — Курто (CCRAC), который Джон Милнер основал совместно с профессором Розалинд Полли Блэйксли. Центр упрощает диалог между британскими и российскими учеными и художниками при помощи конференций и дискуссий, которые организуются в обеих странах. Недавно Блэйксли курировала выставку русского портрета из коллекции Государственной Третьяковской галереи в лондонской Национальной портретной галерее. В рамках этой выставки при поддержке московского фонда IN ARTIBUS прошла научная конференция, посвященная русской живописи второй половины XIX века. Основатель фонда и издатель международной сети The Art Newspaper Инна Баженова, открывая конференцию, подчеркнула в своей речи важность присутствия русского искусства в стенах британского музея. Русская живопись XIX века действительно мало известна англичанам, в отличие от, например, икон или авангарда.

Профессор Мария Милеева, под руководством Милнера защитившая докторскую диссертацию о выставках западного искусства в Советском Союзе в 1920–1930-х годах, прежде всего в московском Государственном музее нового западного искусства, теперь руководит магистерской программой и является одним из руководителей CCRAC.

Представитель Курто Майкл Шерри рассказал российской редакции The Art Newspaper, что институция «надеется привлечь £2,7 млн» на открытие постоянной ставки, связанной с историей русского искусства, и надеется, что 100-летие Октябрьской революции в 2017 году вдохновит меценатов.

К кому из потенциальных спонсоров уже успели обратиться, он не сообщил, но директор фонда Леонида Михельсона «Виктория — искусство быть современным» (V-A-C) Тереза Мавика подтвердила, что входящий в список Forbes миллиардер отклонил предложение Курто. По ее словам, V-A-C уже спонсирует грант имени Ольги Лопуховой по обучению молодых русских кураторов в Институте Курто, а также русские кураторские программы в Тейт и пятилетнюю совместную программу с галереей Whitechapel.

«Нельзя полагать, что Михельсон может в одиночку поддерживать все, что только ни происходит в художественном мире, — сказала Мавика и назвала «стыдным», что другие, в частности Александр Смузиков, коллекция русского авангарда которого ближе по духу к тому, что предлагает Институт Курто в своей русской программе, остаются в стороне.

По словам куратора V-A-C Дениса Столярова, обучающегося сейчас в Курто по гранту имени Лопуховой и пишущего докторскую диссертацию о «постсоветском искусстве в эпоху дикого капитализма», институт поддерживает фундаментальные академические исследования в области современного российского искусства, практически невозможные в самой России.

Сара Уилсон нередко обращается к темам, которые шокировали бы традиционных российских академических искусствоведов. К примеру, в 2014 году она пригласила живущего в Нью-Йорке художника, эмигранта и гея Евгения Фикса прочесть лекцию о пересечении гомосексуальной и коммунистической идентичностей.

В поисках спонсора Институту Курто помогает арт-консультант Николас Ильин. «Я считаю, русское искусство, в особенности ХХ века, крайне важным, и очень немногие институции за пределами России преподают его, — говорит он. — Будет очень жаль, если эта программа закроется».

По мнению Столярова, олигархи «готовы скорее спонсировать участие перспективного человека в конкретной программе, чем какую-то программу целиком». Но даже при этом стоимость годовой программы в Институте Курто — £15 тыс., или 1,5 млн руб. «Это половина бюджета выставочного проекта в Москве», — отмечает куратор.

Выпускники Института Курто оказывают влияние на российское искусство. Так, куратор открывающейся 1 июля V Московской биеннале молодого искусства Надим Самман защитил там докторскую диссертацию, посвященную движению постсоветского искусства «между ГУЛАГом и Гуггенхаймом». Елена Судакова после получения в Курто магистерской степени основала в Лондоне галерею русского искусства и дизайна GRAD и быстро сделала себе имя благодаря междисциплинарным выставкам, заполнившим существовавшие там пробелы в области российского и восточноевропейского искусства.

По словам Судаковой, изучение русского искусства 1905–1945 годов под руководством Милнера «изменило ее жизнь» и радикально отличалось от того, что ей было известно в Москве, где она училась в Московском государственном университете и работала в сфере искусства. «Он совершенно перевернул мое представление о том, как надо показывать искусство, — рассказывает галеристка. — Он просто показал мне, как вообще надо относиться к истории искусства, то есть как читать ее политически и экономически, а не только с эстетической точки зрения».

В GRAD успело поработать около полутора десятков студентов Курто, и институт «оказывал им колоссальную поддержку, в первую очередь моральную». Директор Института Курто профессор Дебора Суоллоу входит в состав консультационного совета галереи GRAD. «Вы можете себе представить, чтобы Садовничий из МГУ приходил к какому-то студенту? На тот момент я была в Лондоне два года», — уточняет Судакова.

Сара Уилсон и Джон Милнер рассчитывают на то, что 2017 год станет для Института Курто решающим. Милнер работает над выставкой раннего советского искусства в Королевской академии художеств, где будет реконструирован зал Казимира Малевича со знаменитой ленинградской ретроспективы советского искусства 1932 года. «Мы все мечтаем о чудесах, которые принесет нам 2017 год», — говорит Уилсон.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+