18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Институт Курто финансирует художественные связи

В мае Институт искусства Курто объявил о запуске £50-миллионного проекта под названием Courtauld Connects. Он будет осуществлен на средства спонсоров и предусматривает работу со зданием Сомерсет-Хаус, где располагается институт, и развитие его исследовательских программ и внешних связей. В то же время у многих вызывает тревогу сокращение финансирования редкой магистерской программы по русскому искусству, которая, по словам представителей института, «временно приостанавливается».

«О том, чтобы полностью отказаться от этой темы, речи не идет», — говорит основатель программы профессор Джон Милнер, недавно вышедший на пенсию, но по-прежнему остающийся в курсе событий. По его словам, институт переносит фокус своих интересов на Азию, поэтому точно так же в прошлом году временно приостановил программу исследований Средневековья. Его коллега профессор Сара Уилсон, специализирующаяся на широком круге тем от французского сталинизма через глобальный концептуализм до Pussy Riot, уточняет, что у этой паузы нет никакого политического подтекста.

Уилсон и Милнер подчеркивают значение магистерской программы по русскому искусству. «Она постоянно расширялась», — вспоминает Милнер. В ее рамках велись самые разнообразные изыскания, от византийских исследований до изучения искусства XX–XXI веков, и «было удивительно наблюдать, какой большой интерес она вызывает».

Тем временем свою деятельность продолжает Центр русского искусства Кембридж — Курто (CCRAC), который Джон Милнер основал совместно с профессором Розалинд Полли Блэйксли. Центр упрощает диалог между британскими и российскими учеными и художниками при помощи конференций и дискуссий, которые организуются в обеих странах. Недавно Блэйксли курировала выставку русского портрета из коллекции Государственной Третьяковской галереи в лондонской Национальной портретной галерее. В рамках этой выставки при поддержке московского фонда IN ARTIBUS прошла научная конференция, посвященная русской живописи второй половины XIX века. Основатель фонда и издатель международной сети The Art Newspaper Инна Баженова, открывая конференцию, подчеркнула в своей речи важность присутствия русского искусства в стенах британского музея. Русская живопись XIX века действительно мало известна англичанам, в отличие от, например, икон или авангарда.

Профессор Мария Милеева, под руководством Милнера защитившая докторскую диссертацию о выставках западного искусства в Советском Союзе в 1920–1930-х годах, прежде всего в московском Государственном музее нового западного искусства, теперь руководит магистерской программой и является одним из руководителей CCRAC.

Представитель Курто Майкл Шерри рассказал российской редакции The Art Newspaper, что институция «надеется привлечь £2,7 млн» на открытие постоянной ставки, связанной с историей русского искусства, и надеется, что 100-летие Октябрьской революции в 2017 году вдохновит меценатов.

К кому из потенциальных спонсоров уже успели обратиться, он не сообщил, но директор фонда Леонида Михельсона «Виктория — искусство быть современным» (V-A-C) Тереза Мавика подтвердила, что входящий в список Forbes миллиардер отклонил предложение Курто. По ее словам, V-A-C уже спонсирует грант имени Ольги Лопуховой по обучению молодых русских кураторов в Институте Курто, а также русские кураторские программы в Тейт и пятилетнюю совместную программу с галереей Whitechapel.

«Нельзя полагать, что Михельсон может в одиночку поддерживать все, что только ни происходит в художественном мире, — сказала Мавика и назвала «стыдным», что другие, в частности Александр Смузиков, коллекция русского авангарда которого ближе по духу к тому, что предлагает Институт Курто в своей русской программе, остаются в стороне.

По словам куратора V-A-C Дениса Столярова, обучающегося сейчас в Курто по гранту имени Лопуховой и пишущего докторскую диссертацию о «постсоветском искусстве в эпоху дикого капитализма», институт поддерживает фундаментальные академические исследования в области современного российского искусства, практически невозможные в самой России.

Сара Уилсон нередко обращается к темам, которые шокировали бы традиционных российских академических искусствоведов. К примеру, в 2014 году она пригласила живущего в Нью-Йорке художника, эмигранта и гея Евгения Фикса прочесть лекцию о пересечении гомосексуальной и коммунистической идентичностей.

В поисках спонсора Институту Курто помогает арт-консультант Николас Ильин. «Я считаю, русское искусство, в особенности ХХ века, крайне важным, и очень немногие институции за пределами России преподают его, — говорит он. — Будет очень жаль, если эта программа закроется».

По мнению Столярова, олигархи «готовы скорее спонсировать участие перспективного человека в конкретной программе, чем какую-то программу целиком». Но даже при этом стоимость годовой программы в Институте Курто — £15 тыс., или 1,5 млн руб. «Это половина бюджета выставочного проекта в Москве», — отмечает куратор.

Выпускники Института Курто оказывают влияние на российское искусство. Так, куратор открывающейся 1 июля V Московской биеннале молодого искусства Надим Самман защитил там докторскую диссертацию, посвященную движению постсоветского искусства «между ГУЛАГом и Гуггенхаймом». Елена Судакова после получения в Курто магистерской степени основала в Лондоне галерею русского искусства и дизайна GRAD и быстро сделала себе имя благодаря междисциплинарным выставкам, заполнившим существовавшие там пробелы в области российского и восточноевропейского искусства.

По словам Судаковой, изучение русского искусства 1905–1945 годов под руководством Милнера «изменило ее жизнь» и радикально отличалось от того, что ей было известно в Москве, где она училась в Московском государственном университете и работала в сфере искусства. «Он совершенно перевернул мое представление о том, как надо показывать искусство, — рассказывает галеристка. — Он просто показал мне, как вообще надо относиться к истории искусства, то есть как читать ее политически и экономически, а не только с эстетической точки зрения».

В GRAD успело поработать около полутора десятков студентов Курто, и институт «оказывал им колоссальную поддержку, в первую очередь моральную». Директор Института Курто профессор Дебора Суоллоу входит в состав консультационного совета галереи GRAD. «Вы можете себе представить, чтобы Садовничий из МГУ приходил к какому-то студенту? На тот момент я была в Лондоне два года», — уточняет Судакова.

Сара Уилсон и Джон Милнер рассчитывают на то, что 2017 год станет для Института Курто решающим. Милнер работает над выставкой раннего советского искусства в Королевской академии художеств, где будет реконструирован зал Казимира Малевича со знаменитой ленинградской ретроспективы советского искусства 1932 года. «Мы все мечтаем о чудесах, которые принесет нам 2017 год», — говорит Уилсон.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
5
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
6
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
7
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+