18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

70 перформансов самоиронии. Незадачливых, непродажных, тупых

№44
Материал из газеты

Выставка самой беззаботной группы авангардистов Северной столицы в Москве

Беззаботной — прежде всего потому, что художники были мало озадачены документацией своей деятельности, оттого куратору Петру Белому пришлось собирать выставку буквально по крупицам. «Товарищи тупые» то пытались создать документацию, то ее уничтожали, так что от шести лет существования группы, с 1996 по 2002 год, остались записи на VHS да фотографии, некоторые же объекты пришлось реконструировать. Московская выставка пройдет по стопам петербургской: в конце прошлого года Белый организовал первую за много лет выставку группы в своей галерее «Люда». Показ в ММОМА, где можно будет увидеть сохраненные для потомков 70 перформансов, должен окончательно вывести художников из категории «забытые имена».

«Тупые» с самого начала вдохновенно вживались в амплуа неудачников. Петербург 1990-х был ослеплен персоной Тимура Новикова, остальные же были вынуждены прозябать в тени его величества. Литератор Сергей Спирихин, искусствовед Максим Райскин, художники Владимир Козин, Игорь Панин, Вадим Флягин, Инга Нагель, Александр Ляшко и позднее присоединившийся Олег Хвостов противопоставили блеску неоакадемизма чистейший антиэстетичный идиотизм. Художники явно пестовали собственную маргинальность, выглядя эдаким коллективным Пьером Ришаром на фоне великолепных, как будто бы успешных неоакадемистов, которые, надо напомнить, сами были отъявленными маргиналами.

Впрочем, не остались без внимания петербуржцев и пафосные жесты московских акционистов. На открытии выставки Среднерусская возвышенная тупость в галерее «Борей» Вадим Флягин, который жил и работал в галерее, показал перформанс Ванька-встанька. В течение четырех часов Флягин тупо скатывался со стульев, на которых спал по ночам. По окончании перформанса на теле художника не осталось живого места. Безусловно, «тупые» далеки от прямых пародий, однако гипертрофированное внимание к телесному, присущее московскому акционизму того времени, было одной из мишеней их критиков.

Произведения, созданные «незадачливыми» художниками, часто исчезали, едва появившись на свет. Памятник Комару, ставший ответом на памятник Чижику-пыжику, водруженный в чаше Мариинской больницы на Литейном, продержался полгода. Программное создание непродажных произведений во второй половине 1990-х можно понять: зарождение арт-рынка в России имело порой не слишком приглядные черты. Впрочем, сегодня эти анархистские жесты выглядят битвой против ветряных мельниц: наш арт-рынок, увы, так и не развился достаточно, чтобы испортить чьи-то неокрепшие умы.

Карнавальный дух процветал и в акциях. В декабре 1998 года, во время выборов в Госдуму, группа провела акцию Мы сделаем вашу жизнь счастливой, растянув над Литейным проспектом транспарант с таким же лозунгом. «Тупые» агитировали прохожих.

Этот как бы «провальный» жест явно выглядел ответом на московскую акцию Анатолия Осмоловского Баррикада, наделавшую немало шума. Жизнь как веселый, но местами страшный карнавал, впрочем, в традиции богемного Петербурга. За «тупыми» закрепилась репутация наследников обэриутов, хотя, возможно, их художественные безрассудства все же ближе петербургской романтической панк-культуре.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+