18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Ирина Антонова: «Чего в музее не было — это как минимум консерватизма»

В статье одного из наших авторов, посвященной видеоарту в «Доме впечатлений», новом проекте Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, он был назван «крепостью музейного консерватизма». Президент ГМИИ Ирина Антонова резко возразила против такой характеристики

Ирина Антонова / British Council Russia/flickr.com
Ирина Антонова / British Council Russia/flickr.com

Ирина Александровна Антонова
Президент Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина

Фраза о «падении бастиона» и «прорыве современности в неприступные стены Пушкинского» кажется мне в корне неправильной. Представление о музее как о крепости консерватизма ошибочно. Вся история нашего музея и его репутация в мире говорят об обратном.

Когда в 1979 году в Центре Помпиду проходила выставка «Москва — Париж» и думали, в каком музее проводить ее в Москве, никто из российских директоров не решался ее взять, все отказывались. Только я сказала: давайте мы сделаем. Кстати, на ней тогда были две «Композиции» Василия Кандинского, которые сейчас показывают в Третьяковской галерее и которые так бурно обсуждаются. Сегодня делать что-то новое и получать за это аплодисменты несложно — тогда было труднее гораздо. Но я всегда стояла за новое, хоть и имела за него выговоры — как за выставку Александра Тышлера в 1966 году или первую в России выставку Марка Шагала.

Свой орден Почетного легиона я получила именно за это — за прогрессивный взгляд и за то, чего никто не делал как минимум на музейных площадках. Мы показывали русское вместе с зарубежным и смешивали старое с новым, показывали материал, который нигде больше не был возможен. Так что, чего в музее не было — это как минимум консерватизма.

И если уж говорить о видеоарте — например, Билла Виолу мы представили первыми в Москве, еще в 2005 году. Тогда в рамках Московской биеннале современного искусства мы показали инсталляцию «Приветствие», в которой современный художник вступает в диалог с флорентийским мастером XVI века Якопо Пантормо. Хотя я не поклонница видеоарта, для меня это не самый главный вид искусства.

Раньше все выставки, основанные на сопоставлениях и диалогах между старым и новым, делала я. Тут ведь все дело в том, как сопоставить: иногда получается удачно, иногда нет.

Материалы по теме:
Путем интерактива
Самое читаемое:
1
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
Памятник советского модернизма 1980-х годов, открытый в Москве после реконструкции, несмотря на заявления властей о «воссоздании», оказался далек от оригинала, говорят его создатели — скульпторы Салават Щербаков и Борис Орлов
12.05.2023
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
2
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
Представитель РПЦ допустил возможность отсрочки перемещения иконы до того момента, как будет создана защитная капсула, при этом за последние месяцы количество проблемных участков на иконе увеличилось до 71
24.05.2023
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
3
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
Маргарет Мейтленд, исследовательница древней культуры долины Нила, обнаружила прямую связь музейной статуи с жителями целой деревни мастеров, специализировавшихся на создании гробниц для правителей страны
23.05.2023
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
4
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
Президентом РФ Владимиром Путиным принято решение о возвращении РПЦ иконы «Троица», написанной Андреем Рублевым. Накануне Государственный Эрмитаж дал согласие соединить раку, гробницу и мощи святого на территории Александро-Невской лавры
15.05.2023
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
5
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
На выставке в «Старой Деревне» представлены все костюмы из собрания Эрмитажа, которые в разные годы музей получил в дар от самих кутюрье или от тех, для кого они были созданы
16.05.2023
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
6
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
Все, что вы хотели знать о форс-мажорах и криминальных происшествиях в знаменитом музее, но не понимали, у кого спросить, — в новой книге издательства «Слово». Ее авторы — журналистка Джеральдин Норман и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский
12.05.2023
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
7
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Реставраторы Музеев Московского Кремля закончили работу над царской Алтабасной шапкой из Оружейной палаты. Это предпоследний из семи головных уборов, исполнявших в России роль монарших регалий, которые сейчас поэтапно приводятся в порядок
15.05.2023
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+