18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Умер Александр Глезер

Вчера на 82-м году жизни в Париже скончался поэт, переводчик, публицист, коллекционер современного искусства и издатель Александр Глезер.

Родился Александр Глезер в 1934 году в Баку, детство провел в Уфе. Окончил инженерно-экономический факультет Московского нефтяного института. Работал инженером на режимном предприятии (в «ящике»). С 1961 года начал заниматься литературной работой и поэтическими переводами. 

В то же самое время Александр Глезер был активным участником нонконформистского сообщества, неофициального художественного процесса, самиздата. Именно тогда он и начал собирать свою знаменитую коллекцию современного русского искусства. Через год после Бульдозерной выставки Глезер оказался в эмиграции, история которой (с драматическими обстоятельствами вывоза из СССР рукописей, архивов и художественных коллекций) описана в его мемуарах «Человек с двойным дном».

На основе вывезенной коллекции в январе 1976 года в Монжероне под Парижем, а затем в Нью-Йорке Александром Глезером был создан Музей современного русского искусства в изгнании (MORA).

На Западе он также основал издательство «Третья волна», в котором выходили одноименный альманах (19 номеров в 1976–1986 годах) и журнал «Стрелец» (с 1984 года; выходил в России как альманах). Составил вместе с Сергеем Петрунисом антологию «Русские поэты на Западе».

До самого последнего времени Александр Глезер занимался выставочной и издательской деятельностью, часть которой перенес в Россию, вернувшись в перестройку с большим количеством проектов, самым известным из которых стала еженедельная газета «Русский курьер», почти полностью посвященная искусству и литературе. Он автор нескольких мемуарных и публицистических книг о современном русском искусстве.

Александр Глезер будет похоронен в среду на русском участке кладбища Сен-Женевьев де Буа в Париже.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+