18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

В Британской библиотеке оцифровывают карты

№43
Материал из газеты

В том числе главный экспонат картографической коллекции короля Георга III — атлас Кленке,второй по величине атлас в мире. Уже в конце года его можно будет полностью увидеть в Интернете

Британская библиотека проделала четверть работ по повторной каталогизации, оцифровке и консервации коллекции короля Георга III (1738–1820), насчитывающей 50 тыс. единиц хранения. В число объектов, цифровые копии которых планируется создать, входит и второй по величине (1,8х2,3 м) атлас мира.

В атлас Кленке, названный по имени нидерландского торговца сахаром Йохан­неса Кленке, преподнесшего его Карлу II в 1660 году по случаю реставрации монархии в Англии, входит 41 крупномасштабная карта. Все они созданы в 1620–1630-е годы — в период золотого века нидерландской картографии. Изначально предполагалось, что карты повесят на стену, но их сшили в огромную книгу.

Куратор отдела антикварных карт Британской библиотеки Том Харпер называет этот атлас «самым важным предметом в коллекции карт Георга III», насчитывающей 4,5 млн единиц хранения. «Он абсолютно непрактичный, претенциозный и при этом совершенно потрясающий», — говорит Харпер, добавляя, что Карлу II атлас пришелся явно по душе, так как Кленке посвятили в рыцари и заключили с ним ряд договоров концессии относительно его сахарных плантаций в Голландской Бразилии.

Огромная книга с картами в том числе всех сахарных плантаций в Суринаме XVII века хранилась в кабинете редкостей. В 1950-х годах ее снабдили колесиками, чтобы «можно было перекатывать с места на место».

После оцифровки атлас Кленке и другие карты из коллекции Британской библиотеки будут доступны онлайн на ее специальном сайте. «На самом деле создать высококачественное цифровое изображение карты такого размера очень сложно, — рассказывает Харпер. — Сначала нужно сделать серию отдельных снимков, затем соединить их друг с другом».

Спонсором оцифровки атласа и еще 80 книг выступил лондонский дилер редких книг и карт Дэниел Крауч. «В атласе Кленке и топографической коллекции Георга III содержится масса уникального в смысле сохранности и содержания материала, — говорит Крауч. — Этих карт просто больше нигде нет, или же они сохранились лучше любых других известных экземпляров». Он подчеркивает, что, хотя «дело это не кажется значительным или жизненно важным, в действительности как раз таким оно и является». «Ведь это ресурс, который будет использоваться в будущем и сделает фонды Британской библиотеки доступными для всех», — считает он.

По словам Тома Харпера, библиотека уже собрала «приличную сумму» на проект, но требуется еще £500 тыс. Некоторые карты, как, например, китайские панорамы и ранние картографические материалы из Флориды, крайне хрупки, перед оцифровкой они нуждаются в реставрации и консервации.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+