18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Так было все-таки или нет тайное путешествие в Италию?

На Георга Пенца наконец-то обратили внимание. И это поставило перед исследователями творчества художника новые вопросы

То, что Георг Пенц никогда ранее не становился героем монографий, может показаться невероятным. Этот факт доказывает: в истории искусства есть масса по-настоящему значительных художников, до которых просто не доходили искусствоведческие руки.

Несмотря на то что сегодня имя Георга Пенца (ок. 1500–1550) действительно не является широко известным, когда-то он был самым значительным из художников, работавших в Нюрнберге после смерти Дюрера в 1528 г.

Пенц, как и его великий предшественник, наряду с живописью занимался гравированием и обладал выдающимся талантом портретиста. Лучшие из его портретов, по большей части изображающих упитанных мужчин среднего возраста, удивительно похожи на то, какими представляются нам персонажи оперы «Нюрнбергские мейстерзингеры», герой которой поэт-сапожник Ганс Сакс (1494–1576) был земляком Пенца и практически современником.

Книга Катрин Диллаба Georg Pencz выросла из посвященной художнику диссертации 2010 года. Быть может, именно по этой причине в нее входят три большие главы, посвященные важнейшим и при этом разнообразным темам, в том числе и вопросу о том, бывал ли художник в Италии однажды, дважды или не бывал вовсе.

Лишь после этого в завершающей главе Диллаба обращается к ключевым живописным работам Пенца. Затем следуют исчерпывающие каталоги его живописных работ и гравюр. Но, будучи щедро проиллюстрированной многочисленными цветными репродукциями, книга Диллабы заполняет в нашем образовании всего лишь один важный пробел, оставляя незаполненными все другие.

Подробнее всего Диллаба рассматривает вопрос о том, был ли Пенц автором гравюр, подписанных «мастер IB», но лишь самым пылким сторонникам той или иной точки зрения может быть важно, к какому мнению она в итоге склоняется (а склоняется она к тому, что под псевдонимом IB скрывается именно Пенц).

Но вот чего не хватает в этом издании, так это полного иллюстрированного каталога гравюр художника. Многие, но далеко не все его гравюры приводятся в текстовом разделе монографии, иллюстрируя ее основные тезисы и положения, однако в итоге мы имеем внушительный 480-страничный том, который при этом не является исчерпывающим каталогом всех произведений Пенца.

Более того, учитывая многочисленные достоинства этого издания, вряд ли при нашей жизни успеет появиться хотя бы еще одна столь же подробная монография, посвященная жизни и творчеству Пенца.

Сам по себе вопрос о том, совершил ли Пенц путешествие по ту сторону Альп, следуя по стопам Дюрера, крайне интересен, и Дибалла, безусловно, права, когда подчеркивает, что нет ни одного безусловного свидетельства о его непосредственном знакомстве с итальянскими шедеврами.

Но если совсем уж по-честному, то для того чтобы быть в курсе достижений флорентийской или сиенской школ, на самом деле такого путешествия не требуется.

Приведу пример художественных связей, ранее не обращавших на себя внимания специалистов: так, созданный Пенцем в 1533 году рисунок «Аллегории правосудия» из Музея Дж. П. Гетти вдохновлен гравюрой Маркантонио Раймонди, изображающей античную статую Бахуса в нише. Это не доказывает того, что Пенц бывал в Риме, поскольку одной из главных целей, которые преследовали создатели гравюр, было как можно более широкое распространение визуальных идей по Европе.

С другой стороны, сверхъестественная схожесть профиля одной из дочерей на полотне Пенца «Лот и его дочери» (1544) из Вавельского замка в Кракове и «Читающей Мадонны» (1505) Карпаччо из Национальной художественной галереи в Вашингтоне, округ Колумбия, заставляет задуматься о том, что, быть может, Пенц ну хотя бы в Венеции все-таки бывал.

Самое читаемое:
1
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
Комплексная научная реставрация памятника продолжалась почти 20 лет. Китайский дворец — единственная постройка в стиле рококо, сохранившаяся с XVIII века в нашей стране в подлинном виде
03.07.2024
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
2
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
Если нет возможности уехать в отпуск далеко и надолго, то можно выбраться на один-два дня в тихие городки близ столицы. Благо их хватает и во многих идут стоящие выставки
08.07.2024
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
3
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
Музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино» открылся после двухлетней реставрации. Рассказываем, что нельзя пропустить в родовом имении поэта, где он провел три прекрасные осени
07.07.2024
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
4
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
Каникулярное время с хорошей погодой в разгаре, а значит, пора устроить культурный променад. Главные выставки лета в Москве и Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде, наконец в Красноярске — в нашей подборке
08.07.2024
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
5
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
Филиал, посвященный общению с искусством детей, подростков и взрослых с различными формами инвалидности, разместился в двухэтажном особнячке рядом с новейшим корпусом галереи в Кадашах
03.07.2024
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
6
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
В музейном деле наметилась новая тенденция: меньше выставок, углубленная программа исследований, скромные приобретения и больше взаимодействия с публикой
01.07.2024
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
7
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
С 12 по 14 июля в Выксе в 14-й раз пройдет ежегодный городской фестиваль актуальной культуры. Мы поговорили с его создательницей о том, что такое Выкса и почему выксунцы восстановили мурал «русского Бэнкси» на торце пятиэтажки прямо поверх утеплителя
05.07.2024
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+