18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Так было все-таки или нет тайное путешествие в Италию?

На Георга Пенца наконец-то обратили внимание. И это поставило перед исследователями творчества художника новые вопросы

То, что Георг Пенц никогда ранее не становился героем монографий, может показаться невероятным. Этот факт доказывает: в истории искусства есть масса по-настоящему значительных художников, до которых просто не доходили искусствоведческие руки.

Несмотря на то что сегодня имя Георга Пенца (ок. 1500–1550) действительно не является широко известным, когда-то он был самым значительным из художников, работавших в Нюрнберге после смерти Дюрера в 1528 г.

Пенц, как и его великий предшественник, наряду с живописью занимался гравированием и обладал выдающимся талантом портретиста. Лучшие из его портретов, по большей части изображающих упитанных мужчин среднего возраста, удивительно похожи на то, какими представляются нам персонажи оперы «Нюрнбергские мейстерзингеры», герой которой поэт-сапожник Ганс Сакс (1494–1576) был земляком Пенца и практически современником.

Книга Катрин Диллаба Georg Pencz выросла из посвященной художнику диссертации 2010 года. Быть может, именно по этой причине в нее входят три большие главы, посвященные важнейшим и при этом разнообразным темам, в том числе и вопросу о том, бывал ли художник в Италии однажды, дважды или не бывал вовсе.

Лишь после этого в завершающей главе Диллаба обращается к ключевым живописным работам Пенца. Затем следуют исчерпывающие каталоги его живописных работ и гравюр. Но, будучи щедро проиллюстрированной многочисленными цветными репродукциями, книга Диллабы заполняет в нашем образовании всего лишь один важный пробел, оставляя незаполненными все другие.

Подробнее всего Диллаба рассматривает вопрос о том, был ли Пенц автором гравюр, подписанных «мастер IB», но лишь самым пылким сторонникам той или иной точки зрения может быть важно, к какому мнению она в итоге склоняется (а склоняется она к тому, что под псевдонимом IB скрывается именно Пенц).

Но вот чего не хватает в этом издании, так это полного иллюстрированного каталога гравюр художника. Многие, но далеко не все его гравюры приводятся в текстовом разделе монографии, иллюстрируя ее основные тезисы и положения, однако в итоге мы имеем внушительный 480-страничный том, который при этом не является исчерпывающим каталогом всех произведений Пенца.

Более того, учитывая многочисленные достоинства этого издания, вряд ли при нашей жизни успеет появиться хотя бы еще одна столь же подробная монография, посвященная жизни и творчеству Пенца.

Сам по себе вопрос о том, совершил ли Пенц путешествие по ту сторону Альп, следуя по стопам Дюрера, крайне интересен, и Дибалла, безусловно, права, когда подчеркивает, что нет ни одного безусловного свидетельства о его непосредственном знакомстве с итальянскими шедеврами.

Но если совсем уж по-честному, то для того чтобы быть в курсе достижений флорентийской или сиенской школ, на самом деле такого путешествия не требуется.

Приведу пример художественных связей, ранее не обращавших на себя внимания специалистов: так, созданный Пенцем в 1533 году рисунок «Аллегории правосудия» из Музея Дж. П. Гетти вдохновлен гравюрой Маркантонио Раймонди, изображающей античную статую Бахуса в нише. Это не доказывает того, что Пенц бывал в Риме, поскольку одной из главных целей, которые преследовали создатели гравюр, было как можно более широкое распространение визуальных идей по Европе.

С другой стороны, сверхъестественная схожесть профиля одной из дочерей на полотне Пенца «Лот и его дочери» (1544) из Вавельского замка в Кракове и «Читающей Мадонны» (1505) Карпаччо из Национальной художественной галереи в Вашингтоне, округ Колумбия, заставляет задуматься о том, что, быть может, Пенц ну хотя бы в Венеции все-таки бывал.

Самое читаемое:
1
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
4
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
5
В мировой рейтинг The Art Newspaper вновь вошли российские музеи
По итогам 2023 года впереди всех по посещаемости, как обычно, парижский Лувр. Петербургский Эрмитаж также по традиции входит в топ-10, еще четыре отечественных музея оказались в «большом списке» из 150 институций
21.03.2024
В мировой рейтинг The Art Newspaper вновь вошли российские музеи
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+