18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Возвращение «Святого Луки, рисующего Мадонну»

Общий вид картины до реставрации в косом свете. Видны деформации в местах соединений частей картины / Фото предоставлены Государственным Эрмитажем
Общий вид картины в процессе реставрации перед началом тонировок
Общий вид картины после завершения реставрации
Общий вид картины до реставрации в косом свете. Видны деформации в местах соединений частей картины / Фото предоставлены Государственным Эрмитажем
Общий вид картины в процессе реставрации перед началом тонировок
Общий вид картины после завершения реставрации

В Эрмитаже завершилась реставрация картины «Святой Лука, рисующий Мадонну» Рогира ван дер Вейдена. 17 мая итог двухлетней работы реставраторов был представлен зрителям.

Представление о старой живописи как о темных картинах — давно развенчанный миф. В последние годы Эрмитаж дает зрителям возможность убедиться в этом буквально собственными глазами. В 2012 году эрмитажные реставраторы расчистили «Бегство в Египет» Тициана, и в самой ранней и большой работе художника зрители обнаружили массу до тех пор скрытых деталей. Теперь пришел черед Рогира ван дер Вейдена, чей «Святой Лука, рисующий Мадонну» много лет висел в начале экспозиции искусства Нидерландов в Романовской галерее Малого Эрмитажа. Большая картина, написанная маслом и темперой на доске (и переведенная с дерева на холст при реставрации в конце XIX века), состоит из двух частей. Ее история в Эрмитаже начинается в 1850 году, когда была приобретена правая половина с изображением святого Луки, происходящая из коллекции короля Нидерландов Виллема II. Левая с изображением Мадонны с Младенцем из собрания королевы Испании Изабеллы II была куплена в 1884 году, после чего части работы образовали в музее единое целое.

Эрмитажный «Святой Лука, рисующий Мадонну» — один из четырех известных. В Музее изящных искусств в Бостоне с 1893 года находится картина, которая считается первой оригинальной работой. Скорее всего, она была написана в 1435–1440 годах в качестве алтарного образа для капеллы брюссельской гильдии Святого Луки, объединявшей художников, членом которой был и ван дер Вейден. Композиция ван дер Вейдена восходит к одноименной и утраченной работе Робера Кампена и «Мадонне канцлера Роллена» Яна ван Эйка из Лувра, а в образе евангелиста художник изобразил себя. В Старой пинакотеке в Мюнхене, музее Гронинге в Брюгге и в Эрмитаже есть три повторения, причем эрмитажная вещь датируется 1440 годом и, таким образом, является второй по времени создания. Теперь, после проведенных исследований и реставрации, значение работы ван дер Вейдена из коллекции Эрмитажа выходит на первый план. Реставрационные работы с 2013 по конец 2015 года проводил художник-реставратор лаборатории научной реставрации станковой живописи отдела научной реставрации и консервации Эрмитажа Валерий Бровкин.

Левая и правая часть эрмитажной работы, долго существовавшие разделенными, не совпадают по размеру, и еще при предыдущих реставрациях пространство над головой евангелиста была надставлено. Теперь проведена новая реконструкция, соответствующая авторской композиции, так что ясность и четкость планового и перспективного построения ван дер Вейдена стали еще более очевидны. Картина освобождена от слоев сильно потемневшего лака, и теперь взгляду открываются мелкие детали, такие как жители города за своими занятиями или корабли на горизонте, а на груди Мадонны проступила не видная раньше капелька молока.

Самое читаемое:
1
Главные выставки осени
Кафка, авангардный «Ревизор», легенда о шапке Мономаха и шедевры анонимных абстракционистов — собрали для вас все самое лучшее в грядущем выставочном сезоне Москвы и Санкт-Петербурга
04.09.2023
Главные выставки осени
2
Коллекция Фредди Меркьюри вызвала ажиотаж на Sotheby’s
Лоты из дома фронтмена Queen, начиная с японских произведений искусства и заканчивая сценическими костюмами, доводили участников торгов на Нью-Бонд-стрит до безумия
07.09.2023
Коллекция Фредди Меркьюри вызвала ажиотаж на Sotheby’s
3
В Музее Тропинина идет выставка, на которой все экспонаты крошечные
В музее советуют брать с собой лупу, так как на выставке собраны произведения искусства разных видов и жанров, но одинаково миниатюрные: живопись, микромозаики, кукольный фарфор, резная кость, микробисер
08.09.2023
В Музее Тропинина идет выставка, на которой все экспонаты крошечные
4
Символические системы Ренессанса: инструкция по чтению аллегорий
Книга Марии Демидовой «Скрытые смыслы» отнюдь не справочник в духе «Ренессанс для чайников», а серьезное исследование иконографии той эпохи. Тем не менее многие изобразительные сюжеты получают здесь ясное, достоверное объяснение
01.09.2023
Символические системы Ренессанса: инструкция по чтению аллегорий
5
В Третьяковской галерее открывается выставка «Век спорта»
150 заряженных эндорфином экспонатов из 15 российских музеев — от хрестоматийных полотен Дейнеки и Пименова до малоизвестных произведений — излучают дефицитный по нынешним временам и потому очень ценный оптимизм
14.09.2023
В Третьяковской галерее открывается выставка «Век спорта»
6
Коллекция Галуста Гюльбекяна: «пять процентов» Эрмитажа в Лиссабоне
История великого коллекционера, умевшего извлекать прибыль из любых обстоятельств, нефтяного магната и ценителя искусства, памятником которому остался музей его имени в столице Португалии
15.09.2023
Коллекция Галуста Гюльбекяна: «пять процентов» Эрмитажа в Лиссабоне
7
Подземная галерея: в «Зарядье» открылось новое выставочное пространство
В «Паркинг Галерее» уже можно посмотреть работы выпускников художественных вузов Москвы на выставке «Выпуск ’23»
12.09.2023
Подземная галерея: в «Зарядье» открылось новое выставочное пространство
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+