18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Зельфира Трегулова: «Мы стоим на пороге гуманитарной катастрофы»

Директор Государственной Третьяковской галереи (Москва) Зельфира Трегулова и директор Музея Виктории и Альберта (Лондон) Мартин Рот рассказали о том, какова миссия музея сегодня и как место сохранения традиций может стать мотором для развития общества.

Вторая по счету беседа в рамках русско-британских диалогов «Культурное лидерство в современном мире» состоялась на следующий день после празднования 160-летнего юбилея Государственной Третьяковской галереи. В честь этого события открывала вечер русская сторона. В своем вводном слове Зельфира Трегулова отметила, что Павел Третьяков был настоящим культурным лидером в современном понимании, так как отдавал все заработанные средства на поощрение и приобретение самого актуального искусства своего времени. Директор Третьяковской галереи продолжила выступление размышлением о том, кто определяет сегодня пути музейного развития: «Стратегии развития должно определять музейное сообщество, сообщество экспертов, которые занимаются этим профессионально всю жизнь и тратят на это все свои силы». Роль музеев, которые 30–40 лет назад существовали в другом интеллектуальном пространстве и были больше замкнуты на себе, по мнению Трегуловой, еще более важна в настоящем: «Мы становимся одним из инструментов формирования культурного сознания и становления человека человеком. Мы хотим, чтобы к нам приходило больше молодых людей, чтобы они приходили сюда со своими детьми за теми ценностями, которые им не может дать виртуальная реальность». Директор также отметила положительную тенденцию представлять искусство в широчайшем контексте театра, кино, музыки, танца. Впрочем, завершилась речь все же на минорной ноте: «Диалог, который мы ведем с Мартином Ротом, — это тот диалог, который на нашем уровне возможен, а на современном политическом уровне, к сожалению, нет. Я согласна с Михаилом Швыдким, мы стоим на пороге гуманитарной катастрофы, когда ценности Ренессанса уходят на второй план. И в этой ситуации музей может стать тем, что нас объединяет».

Взяв ответное слово, Мартин Рот, глава лондонского Музея Виктории и Альберта, основанного всего четырьмя годами ранее Третьяковки, отметил, что у обеих институций много общего. «Идея создания обоих музеев была чрезвычайно прогрессивной для XIX века, даже революционной: собирать актуальное искусство, помогать художникам того времени, помогать понимать искусство простым рабочим, — отметил Мартин Рот. — Глядя на эти примеры, мы должны действовать так же продуктивно и смело, порой решаться на рискованные шаги». Лондонский директор добавил, что риск предлагать новое и обсуждать это с общественностью необходим, иначе культура будет стоять на месте: «Молодое поколение ожидает от нас, что мы будем освещать темы и проблемы будущего. Музей должен быть пространством для разных мнений. И если это не сделаем мы, то это сделает кто-то еще».

После выступления директоров началась обширная дискуссия. Спикерам задавали вопросы о том, как приобретаются новые экспонаты, о формах коммуникации музея со своим посетителем, о культурной этике, о бесплатном посещении музея. Не обошли стороной проблему цензуры в искусстве, а также значение русского авангарда. «Я считаю русский авангард частью русской идентичности. В формулировках авангарда — пиршество парадоксальной идеи, стремление к абсолюту, пророческие высказывания. А русский человек всегда стремился к абсолютной форме и абсолюту», — подытожила встречу Зельфира Трегулова.

Самое читаемое:
1
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
2
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
3
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
4
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
Два фотоальбома, вышедших один за другим, приурочены к 80-летию Уильяма Брумфилда — американца, который полвека посвятил архитектурным съемкам в России, но начинал когда-то с видов глубокой заокеанской провинции
04.10.2024
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
5
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
Музей «Гараж» представил коллекцию советского и российского искусства 1980–2020-х годов в проекте «Открытое хранение. Пролог». Тут можно найти работы разных жанров — от больших инсталляций до «книги художника»
18.09.2024
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
6
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
Среди условий конкурса на новую архитектурную концепцию Большого Московского цирка значится увеличение площади объекта с нынешних 3 тыс. кв. м до 80 тыс. Приведет ли это к исчезновению уже существующего сооружения, пока неизвестно
23.09.2024
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
7
Сергей Коненков: место на пьедестале
150-летие скульптора Сергея Коненкова заставляет пристальнее всмотреться в его богатую крутыми поворотами и тайнами биографию и по-новому оценить работы
26.09.2024
Сергей Коненков: место на пьедестале
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+