18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Зельфира Трегулова: «Мы стоим на пороге гуманитарной катастрофы»

Фото: Евгений Алексеев
Фото: Евгений Алексеев

Директор Государственной Третьяковской галереи (Москва) Зельфира Трегулова и директор Музея Виктории и Альберта (Лондон) Мартин Рот рассказали о том, какова миссия музея сегодня и как место сохранения традиций может стать мотором для развития общества.

Вторая по счету беседа в рамках русско-британских диалогов «Культурное лидерство в современном мире» состоялась на следующий день после празднования 160-летнего юбилея Государственной Третьяковской галереи. В честь этого события открывала вечер русская сторона. В своем вводном слове Зельфира Трегулова отметила, что Павел Третьяков был настоящим культурным лидером в современном понимании, так как отдавал все заработанные средства на поощрение и приобретение самого актуального искусства своего времени. Директор Третьяковской галереи продолжила выступление размышлением о том, кто определяет сегодня пути музейного развития: «Стратегии развития должно определять музейное сообщество, сообщество экспертов, которые занимаются этим профессионально всю жизнь и тратят на это все свои силы». Роль музеев, которые 30–40 лет назад существовали в другом интеллектуальном пространстве и были больше замкнуты на себе, по мнению Трегуловой, еще более важна в настоящем: «Мы становимся одним из инструментов формирования культурного сознания и становления человека человеком. Мы хотим, чтобы к нам приходило больше молодых людей, чтобы они приходили сюда со своими детьми за теми ценностями, которые им не может дать виртуальная реальность». Директор также отметила положительную тенденцию представлять искусство в широчайшем контексте театра, кино, музыки, танца. Впрочем, завершилась речь все же на минорной ноте: «Диалог, который мы ведем с Мартином Ротом, — это тот диалог, который на нашем уровне возможен, а на современном политическом уровне, к сожалению, нет. Я согласна с Михаилом Швыдким, мы стоим на пороге гуманитарной катастрофы, когда ценности Ренессанса уходят на второй план. И в этой ситуации музей может стать тем, что нас объединяет».

Взяв ответное слово, Мартин Рот, глава лондонского Музея Виктории и Альберта, основанного всего четырьмя годами ранее Третьяковки, отметил, что у обеих институций много общего. «Идея создания обоих музеев была чрезвычайно прогрессивной для XIX века, даже революционной: собирать актуальное искусство, помогать художникам того времени, помогать понимать искусство простым рабочим, — отметил Мартин Рот. — Глядя на эти примеры, мы должны действовать так же продуктивно и смело, порой решаться на рискованные шаги». Лондонский директор добавил, что риск предлагать новое и обсуждать это с общественностью необходим, иначе культура будет стоять на месте: «Молодое поколение ожидает от нас, что мы будем освещать темы и проблемы будущего. Музей должен быть пространством для разных мнений. И если это не сделаем мы, то это сделает кто-то еще».

После выступления директоров началась обширная дискуссия. Спикерам задавали вопросы о том, как приобретаются новые экспонаты, о формах коммуникации музея со своим посетителем, о культурной этике, о бесплатном посещении музея. Не обошли стороной проблему цензуры в искусстве, а также значение русского авангарда. «Я считаю русский авангард частью русской идентичности. В формулировках авангарда — пиршество парадоксальной идеи, стремление к абсолюту, пророческие высказывания. А русский человек всегда стремился к абсолютной форме и абсолюту», — подытожила встречу Зельфира Трегулова.

Самое читаемое:
1
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
Главный проект ГМИИ им. А.С.Пушкина этой осени занимает пространство в обоих зданиях музея на Волхонке. На одной выставке Испания показана такой, какой ее видели собственные художники, на другой — через призму романтического восприятия русских авторов
09.11.2023
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
2
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
В Петербурге скончался искусствовед, куратор, писатель, знаток и исследователь итальянского искусства, старший научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Эрмитажа, хранитель итальянской гравюры Аркадий Ипполитов. Ему было 65
08.11.2023
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
3
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
Речь идет о списке с утраченного первообраза, сделанном в конце XVI века, некоторое время хранившемся в патриаршей резиденции в Переделкине и происходящем из собрания коллекционера и реставратора Сергея Воробьева
08.11.2023
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
4
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
Выставка «Свет» оттеняет подход музея к современному искусству: ведя зрителей по пути самопознания (от бытовых светильников к божественному свету), авторы экспозиции обещают рассеять мрак сожаления и привести «к избавлению и спокойствию»
23.11.2023
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
5
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
В течение всего пяти лет «коллекционеру-вундеркинду» удалось сформировать превосходное собрание советского послевоенного и современного искусства. Сейчас Антон Козлов активно покупает молодых художников и мечтает продолжить коллекцию до 2057 года
09.11.2023
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
6
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
В Нижнем Новгороде открылась выставка «Горизонт», приуроченная к недавнему 90-летию Эрика Булатова, классика отечественного искусства. Реализации проекта содействовали музеи, но его основа и ударная сила — произведения из частных коллекций
13.11.2023
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
7
Перебирая модные вещи из гардероба Джейн Остин
В переписке знаменитой английской писательницы с сестрой Кассандрой раскрываются ее вкусы в одежде и навыки повседневной экономии. Историк моды Хилари Дэвидсон на основе этих писем разворачивает картину женской жизни в конце XVIII — начале XIX века
17.11.2023
Перебирая модные вещи из гардероба Джейн Остин
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+