18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Как Гоген мечтал о европейских подсолнухах в Полинезии

№43
Материал из газеты

Найден заказ художника на доставку семян из Франции

Наши коллеги из The Art Newspaper обнаружили квитанцию на семена, которые Поль Гоген просил прислать из Парижа в Полинезию. Он хотел вырастить европейские растения, которые мог бы потом писать на своем прекрасном тропическом острове. Среди них были и подсолнухи — оммаж Винсенту Ван Гогу, сов­местная работа которого с Гогеном в Арле обернулась трагедией.

Семена должен был оплатить известный своей прижимистостью французский дилер Гогена Амбруаз Воллар. Из-за него, жаловался он своему другу, парижскому художнику Жоржу Даниелю де Монфреду, «я многие годы нищенствую, продавая ему картины по смешным ценам». С момента заказа до доставки семян в Полинезию прошло 16 месяцев, но к тому времени, когда они покинули Париж, Поль Гоген уже умер от передозировки морфина.

Художник страстно увлекался садоводством. В 1898 году, обосновавшись на Таити, он просил де Монфреда прислать ему луковицы и семена цветов: «Обычные георгины, настурции, разные подсолнухи… Хочу украсить свой садик — ты же знаешь, как я люблю цветы». Через год Воллар обещал Гогену: «Если вы будете писать цветы... я обеспечу вас всем необходимым». Позже Гоген написал четыре натюрморта с подсолнухами. А вскоре перебрался с Таити в другую часть Французской Полинезии — на Маркизские острова.

В марте 1902 года Гоген писал Воллару: «Пожалуйста, позаботьтесь о том, чтобы доставить мне по почте семена цветов, перечисленные в прилагаемом списке. Приобрести их лучше у Вильморена, тогда я буду уверен в их качестве». Клод Моне и Гюстав Кайботт делали покупки именно там. Основанная в 1743 году, эта фирма существует до сих пор.

Гоген долго ждал ответа на свое письмо. Обычно почта из Парижа приходила не раньше чем через пять месяцев. В апреле 1903 года, год спустя, художник снова пишет Воллару.  Его лаконичная и резкая записка гласит: «Прошло более восьми месяцев с тех пор, как вы пообещали мне прислать холсты, бумагу, клей и прочее, а также семена цветов. Сейчас мое здоровье позволяет мне работать напряженно, но мне не с чем работать».

Состояние здоровья художника быстро ухудшалось, возможно, из-за последствий сифилиса. Даже если бы семена доставили в срок, он не увидел бы, как расцветают его цветы: 8 мая 1903 года Гоген был найден мертвым в своем домике на острове Хива-Оа. В фирме Вильморена получили заказ, но сперва без оплаты. Первого июля 1903 года Вильморен просит Воллара «заплатить за товары, выписанные для г-на Поля Гогена, чтобы в случае вашего утвердительного ответа немедленно отгрузить их». В архивах фирмы записано, что 13 июля Воллар заплатил 48,65 франков за «г-на П. Гогена, проживающего на о. Доминик (Океания)» (французское название острова Хива-Оа). Весть о смерти художника достигла Парижа только в августе. Эта квитанция была найдена весьма в неожиданном месте — в архивах Огюста Ренуара. Остается загадкой, почему Ренуар хранил квитанцию на семена Гогена, но он был одним из немногих художников, кто оставался верным другом Амбруаза Воллара до самой смерти. Бумага лежала вместе с другими документами (неучтенными в аукционном каталоге) в архиве Ренуара, проданном потомками художника по частям в 2013 году через нью-йоркский аукционный дом Heritage Auctions. Лот приобрел частный коллекционер, но фотография документа была любезно предоставлена аукционистами.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+