18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

Как Гоген мечтал о европейских подсолнухах в Полинезии

№43
Материал из газеты

Найден заказ художника на доставку семян из Франции

Наши коллеги из The Art Newspaper обнаружили квитанцию на семена, которые Поль Гоген просил прислать из Парижа в Полинезию. Он хотел вырастить европейские растения, которые мог бы потом писать на своем прекрасном тропическом острове. Среди них были и подсолнухи — оммаж Винсенту Ван Гогу, сов­местная работа которого с Гогеном в Арле обернулась трагедией.

Семена должен был оплатить известный своей прижимистостью французский дилер Гогена Амбруаз Воллар. Из-за него, жаловался он своему другу, парижскому художнику Жоржу Даниелю де Монфреду, «я многие годы нищенствую, продавая ему картины по смешным ценам». С момента заказа до доставки семян в Полинезию прошло 16 месяцев, но к тому времени, когда они покинули Париж, Поль Гоген уже умер от передозировки морфина.

Художник страстно увлекался садоводством. В 1898 году, обосновавшись на Таити, он просил де Монфреда прислать ему луковицы и семена цветов: «Обычные георгины, настурции, разные подсолнухи… Хочу украсить свой садик — ты же знаешь, как я люблю цветы». Через год Воллар обещал Гогену: «Если вы будете писать цветы... я обеспечу вас всем необходимым». Позже Гоген написал четыре натюрморта с подсолнухами. А вскоре перебрался с Таити в другую часть Французской Полинезии — на Маркизские острова.

В марте 1902 года Гоген писал Воллару: «Пожалуйста, позаботьтесь о том, чтобы доставить мне по почте семена цветов, перечисленные в прилагаемом списке. Приобрести их лучше у Вильморена, тогда я буду уверен в их качестве». Клод Моне и Гюстав Кайботт делали покупки именно там. Основанная в 1743 году, эта фирма существует до сих пор.

Гоген долго ждал ответа на свое письмо. Обычно почта из Парижа приходила не раньше чем через пять месяцев. В апреле 1903 года, год спустя, художник снова пишет Воллару.  Его лаконичная и резкая записка гласит: «Прошло более восьми месяцев с тех пор, как вы пообещали мне прислать холсты, бумагу, клей и прочее, а также семена цветов. Сейчас мое здоровье позволяет мне работать напряженно, но мне не с чем работать».

Состояние здоровья художника быстро ухудшалось, возможно, из-за последствий сифилиса. Даже если бы семена доставили в срок, он не увидел бы, как расцветают его цветы: 8 мая 1903 года Гоген был найден мертвым в своем домике на острове Хива-Оа. В фирме Вильморена получили заказ, но сперва без оплаты. Первого июля 1903 года Вильморен просит Воллара «заплатить за товары, выписанные для г-на Поля Гогена, чтобы в случае вашего утвердительного ответа немедленно отгрузить их». В архивах фирмы записано, что 13 июля Воллар заплатил 48,65 франков за «г-на П. Гогена, проживающего на о. Доминик (Океания)» (французское название острова Хива-Оа). Весть о смерти художника достигла Парижа только в августе. Эта квитанция была найдена весьма в неожиданном месте — в архивах Огюста Ренуара. Остается загадкой, почему Ренуар хранил квитанцию на семена Гогена, но он был одним из немногих художников, кто оставался верным другом Амбруаза Воллара до самой смерти. Бумага лежала вместе с другими документами (неучтенными в аукционном каталоге) в архиве Ренуара, проданном потомками художника по частям в 2013 году через нью-йоркский аукционный дом Heritage Auctions. Лот приобрел частный коллекционер, но фотография документа была любезно предоставлена аукционистами.

Самое читаемое:
1
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
2
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
В Новой Третьяковке на Крымском Валу покажут произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса из собрания ГМИИ им. Пушкина, куда на выставку отправились произведения Марка Шагала
11.12.2025
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
3
Шагал: фокусировка на родине
В ГМИИ им. А.С.Пушкина начала работу выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения», основой которой стали произведения так называемого русского периода, то есть с конца 1900-х по 1922 год
11.12.2025
Шагал: фокусировка на родине
4
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
5
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
12.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
6
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Музей, о планах создания которого на территории квартала «ЗИЛАРТ» было объявлено десять лет назад, открылся тремя выставками
03.12.2025
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+