18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

Аполлинер «эмалированный»: поэт глазами художников

№43
Материал из газеты

В музее Оранжери открылась выставка, посвященная Гийому Аполлинеру

Несколько месяцев назад в сообщении о смерти легендарного продюсера Beatles Джорджа Мартина была и такая фраза: «Он был одним из немногих поп-продюсеров... ставших почти такими же знаменитыми, как музыканты, которых они записывали». В искусстве только одна фигура, пожалуй, может соответствовать такой же оценке — поэт Гийом Аполлинер (1880–1918), вознесшийся на олимп модернизма вместе с Пикассо, Матиссом и Дюшаном. Даже если бы единственным его достижением было изобретение в 1917 году термина «сюрреализм», его все равно бы помнили сегодня, почти век спустя.

Этой весной в музее Оранжери в Париже открылась выставка Аполлинер. Взгляд поэта, в куда включено около 360 картин, скульптур, фотографий и печатных изданий, датируемых 1902–1918 годами — временем, когда в ускоренном ритме в искусстве возникали новые направления, один за другим выходили манифесты, а сам Аполлинер как художественный критик выступал в роли вдохновителя авангардистов, став их главным идеологом.

Большинство тех, кто ценит Аполлинера как критика, меньше знают его как поэта. Начинал он как последователь символизма, затем стал писать эротические новеллы и романы (один из них был под запретом во Франции до 1970 года), но свою неповторимую форму нашел незадолго до смерти, создав серию «визуальных стихов», назвав их Каллиграммы. Они развивают принцип случайности, разработанный Стефаном Малларме в поэме Бросок игральных костей никогда не упразднит случая (1897), и окончательно освобождают поэзию от тирании жесткой структурности. Аполлинер относился к пространству чистого листа как живописец к холсту. В сущности, свои стихи он писал как живопись, только словами. Неслучайно сборник своих каллиграмм он собирался назвать Я тоже художник.

Но его поэтические экзерсисы были слишком хрупкими, чтобы конкурировать с мощью графики, скажем, Фернана Леже. Именно по этой причине их влияние было более ощутимо в литературе, чем в искусстве. Причем интерес к Аполлинеру как поэту  в разное время то усиливался, то ослабевал. Так, к середине 1950-х, когда авангардный импульс в литературе сошел на нет, канадский художник и поэт Брайон Гайсин сокрушался, что литература на полвека отстала от живописи. Но вот на авансцену вышел концептуализм, возродивший интерес к визуальности языка, которую как раз развивал Аполлинер. В 2008 году в Еврейском музее в Нью-Йорке проходила выставка Действие/Абстракция, представлявшая абстрактный экспрессионизм с позиций двух влиятельных арт-критиков — Клемента Гринберга и Гарольда Розенберга. При всем уважении к обоим, ни один из них не сравнится по авторитетности с Аполлинером. Так, Марсель Дюшан написал картину, шутливо назвав ее «эмалированным Аполлинером» (1916–1917), а Джорджо Де Кирико двумя годами ранее изобразил поэта в виде классической статуи в солнцезащитных очках (обе работы участвуют в выставке). Трудно представить себе Роберта Раушенберга или Джексона Поллока, изображающих Розенберга или Гринберга.

Актуален ли еще Аполлинер? «Нельзя всюду носить за собой труп отца», — писал поэт в своем эссе о кубизме, но мы живем в эпоху, когда все снова пришло в движение. Трупов нет, потому что все идеи живы. Аполлинер может не беспокоиться. В его утонченности и даже недостатках — наша сила.  

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
В Новой Третьяковке на Крымском Валу покажут произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса из собрания ГМИИ им. Пушкина, куда на выставку отправились произведения Марка Шагала
11.12.2025
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
4
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
10.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
7
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Музей, о планах создания которого на территории квартала «ЗИЛАРТ» было объявлено десять лет назад, открылся тремя выставками
03.12.2025
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+