Фил Грабски: «Вы видите картины почти так же, как если бы вы были в галерее, даже детальнее»

Фил Грабски. Фото: coolconnections.ru
Фил Грабски.
Фото: coolconnections.ru

Провести «Ночь в музее», сидя в удобном кресле кинотеатра, — логичное решение для тех, кто не против приобщиться к ежегодной «культурной бессоннице», но кого тем не менее смущает галерейный ажиотаж. В четырех лентах программы каждый сможет рассмотреть мельчайшие детали шедевров Леонардо да Винчи, Франсиско Гойи, Огюста Ренуара, а также Клода Моне и Анри Матисса, услышать комментарии экспертов и узнать секреты из жизни музеев. Гастроли мировых выставок в формате видео стали возможны благодаря британскому режиссеру-документалисту и продюсеру Филу Грабски. Автор фильмов станет участником «Ночи музеев» вместе со зрителями, а после премьеры ответит на все их вопросы. Предугадать некоторые из них попыталась The Art Newspaper Russia.


За 40 лет своей работы вы создавали документальные фильмы с разной тематикой — от глобальных мировых проблем до жизнеописания великих композиторов. Почему вы перешли к искусству?

Когда в 1997 году я завершил работу над последней серией фильмов о расцвете и падении Римской империи для BBC, компания предложила мне снять проект о художниках-импрессионистах. Я согласился. Сделанный фильм мне очень понравился и оказался к тому же успешным, поэтому моя команда решила снимать еще. На сегодняшний день мы создали уже около 200 фильмов. Но история ли это о маленьком мальчике, пережившем войну в Афганистане, о художнике или о композиторе, для меня всегда важно раскрыть творческую сторону человека, рассказать о его самоопределении. Мне хотелось бы говорить об этом постоянно — останавливает меня нехватка финансирования.

Музей, который можно посмотреть в кино. Какие, на ваш взгляд, минусы и плюсы у превращения экспозиции в видеогалерею?

Превратить лучшие выставки старых мастеров в фильмы, которые можно посмотреть в кино, было моей идеей. Все началось с выставки Леонардо да Винчи в Национальной галерее в Лондоне в 2011 году (фильм «Леонардо» мы недавно обновили, его покажут в Москве). Как только люди поняли, что, помимо картин, мы раскрываем новые детали биографий великих художников и рассказываем о галерейном закулисье с комментариями лучших экспертов, нам ежедневно стали приходить письма от любителей искусства из России, Канады, Кореи и даже из Африки с просьбами показать наши фильмы на большом экране. У формата наших фильмов огромное преимущество: за 85 минут можно успокоиться и сконцентрироваться на единственном предмете — на фильме. В отличие от телевидения, повествование в них размеренное и нет раздражителей типа рекламы. Вы видите картины почти так же, как если бы вы были в галерее, даже детальнее. Мне важно создать вдохновляющую, запоминающуюся историю. На языке, который понятен во всем мире. Звучащий с экрана текст, специально подготовленный силами арт-консультантов, кураторов, тех, кто проверяет факты, для меня иногда даже важнее, чем визуальный ряд.

Кадр из фильма "Ренуар — неизвестный художник". Фото: coolconnections.ru
Кадр из фильма "Ренуар — неизвестный художник".
Фото: coolconnections.ru

Расскажите о вашем проекте Exhibition оn Screen. Как вы выбираете художников для него? Какие трудности возникают?

Сезон, который покажут в Москве и Петербурге, будет состоять из трех серий документальных лент о выставках в Лондонской национальной галерее, Фонде Барнса в Филадельфии и Королевской академии в Лондоне. Недавно мы завершили новый сезон с рядом выдающихся имен: Рембрандтом, Яном Вермеером, Эдвардом Мунком и импрессионистами. Всего мы сделали 12 фильмов. Галереи присылают нам свои планы на ближайшие пять лет, а ключом к выбору конкретной выставки становится обсуждение того, станет ли она интересной экранной историей.

Трудностей, конечно, немало. Это недели работы, многократные переговоры с кинопрокатчиками, но самое главное — поиск средств для финансирования ленты. Мы до сих пор ищем спонсора.

Ренессанс, романтизм, импрессионизм... Планируете ли вы снять фильм об авангарде и современном искусстве?

Да, у нас есть такие планы. Во многих моих фильмах уже снимались современные художники, со временем настанет черед сделать их главными персонажами. Но нужно задуматься: будет ли влияние художников XX и XXI века на общество таким же длительным, как влияние, например, Леонардо или Рембрандта? Это интересный вопрос.

Гастроли фильмов Фила Грабски в Москве пройдут 21 и 22 мая. Подробнее с расписанием можно ознакомиться на сайте www.coolconnections.ru

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
Грандиозный шум вокруг «Большой глины № 4» Урса Фишера не должен затмевать главное: в центре Москвы усилиями фонда V–A–С появилось новое общественное пространство, возрождающее идею советских домов культуры, — «ГЭС-2»
24.08.2021
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
5
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
6
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
7
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+