Венчание на царство российских монархов. Как это было — впервые и во всех деталях

courtesy Музеи Московского Кремля
courtesy Музеи Московского Кремля

Спустя почти 300 лет в Кремле впервые окажутся рядом коронационное платье Екатерины I и костюм Петра I, в котором он возложил императорскую корону на голову супруги в 1724 году. Это одно из многих «впервые», которые ждут зрителя на открывающейся 20 сентября выставке Венчания на царство и коронации в Московском Кремле.

Платье хранится в Оружейной палате, костюм привезут из Эрмитажа. Впрочем, из других петербургских и московских музеев и архивов прибудет совсем немного предметов: в запасниках Музеев Кремля нужного материала с избытком. Ведь все российские монархи — от первого царя Ивана IV Грозного, венчавшегося на царство в 1547 году, до последнего императора Николая II — принимали в свои руки символы власти в кремлевском Успенском соборе. Экспозиция развернется в трех выставочных залах: Успенской звоннице, Одностолпной и Мироваренной палатах Патриаршего дворца, — событие тоже редкое. «Даже три зала не могут вместить всего, что хранится в Музеях Кремля, поэтому мы отобрали единичные, самые ценные экземпляры, чтобы воссоздать во всех подробностях коронационные торжества», — говорит один из кураторов выставки, заведующая сектором ткани Оружейной палаты Светлана Амелёхина.

Венчание на царство российских правителей (с начала XVIII века — коронация) темой отдельной выставки стало в первый раз. Чтобы раскрыть ее, отобрано около 400 предметов: одежда, документы, гравюры, фотографии. Они расскажут о том, где проходили празднования, как на протяжении столетий менялся ритуал, из кого состояла коронационная процессия, во что были одеты ее участники, из чего ели и пили гости в Грановитой палате и многое другое.

Несмотря на то, что большая часть экспонатов происходит из Музеев Кремля, многие из них никогда не выставлялись. Речь идет прежде всего о тканевом убранстве коронационных торжеств — ценнейшей коллекции, отреставрированной в последние 20 лет: к примеру, фрагменты гигантского бархатного балдахина и подлинный коронационный настольник (скатерть). Другая коллекция исключительной важности — коронационное облачение 11 российских императоров, из которой прежде показывали лишь отдельные экземпляры. Эти костюмы и ткани действительно уникальны, такого собрания, по словам куратора, «нет ни в одном другом российском музее, да и редко в каких зарубежных музеях сохранились подобные предметы».

На выставке также представят облачение высших церковных иерархов и парадные костюмы придворных, серебряную посуду, знаменитый фарфоровый сервиз, созданный по эскизам Федора Солнцева к коронации Николая I — впервые в огромном многообразии форм и дополнений. Особое место отводится царским регалиям: здесь венец, скипетр и держава Большого наряда Михаила Романова (1613), шапка Мономаха с единственного в русской истории совместного венчания на царство Ивана V и Петра I (1682), коронационные венцы Екатерины I (1724), Анны Иоанновны (1730), держава Петра II (1727).

Еще одна незнакомая широкому зрителю тема — возникшие в XVIII столетии и высоко ценимые сегодня антикварами коронационные альбомы с описанием празднования и гравированными иллюстрациями. Примером такого сборника служит церемониальный альбом Александра III и императрицы Марии Федоровны (1883). Надо сказать, что традиция совместной коронации супругов началась с Павла I и его жены Марии Федоровны (1797) и поддерживалась российскими самодержцами на протяжении всего XIX века. Особая роль также отводилась вдовствующим императрицам — на выставке среди прочего покажут парчовую с горностаевым мехом коронационную мантию матери последнего русского царя.
Музеи Московского Кремля
Венчания на царство и коронации в Московском Кремле. XVI–XIX вв.

Москва, 20 сентября — 29 января 2014 года

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
На 79-м году ушла из жизни Наталья Нестерова, известный московский художник, один из лидеров «левого МОСХА»
11.08.2022
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
4
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
В московском Музее русской иконы им. Михаила Абрамова проходит выставка «Россия в ее иконе. Неизвестные произведения XV — начала XX века из собрания Игоря Сысолятина». Мы поговорили с владельцем представленной коллекции о его страсти и любимых экспонатах
09.08.2022
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
5
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
6
Умер художник Дмитрий Врубель
В Берлине на 63-м году жизни скончался художник Дмитрий Врубель. Он был автором символа конца холодной войны — граффити с поцелуем двух престарелых лидеров, Брежнева и Хонеккера, написанного им на руине Берлинской стены
15.08.2022
Умер художник Дмитрий Врубель
7
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+