Что такое каталог?

В книге, вышедшей послесловием к ретроспективе Юрия Альберта, вы найдете много умных мыслей

Ю.Ф. Альберт все выделяемое им тепло отдает людям. 1978. Ч/б фото. Коллекция автора, Москва. © Московский музей современного искусства
Юрий Альберт с работами 1980-х годов (фото Ю. Желтов) © Московский музей современного искусства
Я не Энди Ворхол! 1990. Шелкография на бумаге. 76х58 см. © Московский музей современного искусства
Я не Вадим Захаров. 1983. ч/б фото. Коллекция автора, Москва © Московский музей современного искусства
В моей работе наступил кризис... 1983. Холст, см. техника. 50х70 см. Коллекция автора, Москва © Московский музей современного искусства
В галерее. 1987, холст, масло, 170х170 см. Коллекция автора, Москва. © Московский музей современного искусства
Велосипедное колесо. 1992, дерево, ме­талл, 103х50х40 см. Коллекция Пьера Броше. © Московский музей современного искусства
Указатель I. 1997. Монумент на площади в Цети­нье, Черногория © Московский музей современного искусства
Экскурсия с завязанными глазами III. 15.07.02. Перфо­манс в Третья­ковской галерее, Москва. Фото В. Ефимова. © Московский музей современного искусства
Балетный класс с кривыми зеркалами. 2005. Инсталляция и перфоманс на открытии выставки Рефлексия, ГЦСИ, Москва. © Московский музей современного искусства
Московский Выбор. 2009. Инсталляция в галереее Пейперворкс, Москва. © Московский музей современного искусства
Одна минута. 2010. Лувр, Париж. © Московский музей современного искусства
Художник Юрий Альберт на открытии выставки "Юрий Альберт / Екатерина Деготь. Что этим хотел сказать художник?" в ММСИ на Гоголевском бульваре. © Московский музей современного искусства
Ю.Ф. Альберт все выделяемое им тепло отдает людям. 1978. Ч/б
Фото: Коллекция автора, Москва. © Московский музей современного искусства
Юрий Альберт с работами 1980-х годов (
Фото: Ю. Желтов) © Московский музей современного искусства
Я не Энди Ворхол! 1990. Шелкография на бумаге. 76х58 см. © Московский музей современного искусства
Я не Вадим Захаров. 1983. ч/б
Фото: Коллекция автора, Москва © Московский музей современного искусства
В моей работе наступил кризис... 1983. Холст, см. техника. 50х70 см. Коллекция автора, Москва © Московский музей современного искусства
В галерее. 1987, холст, масло, 170х170 см. Коллекция автора, Москва. © Московский музей современного искусства
Велосипедное колесо. 1992, дерево, ме­талл, 103х50х40 см. Коллекция Пьера Броше. © Московский музей современного искусства
Указатель I. 1997. Монумент на площади в Цети­нье, Черногория © Московский музей современного искусства
Экскурсия с завязанными глазами III. 15.07.02. Перфо­манс в Третья­ковской галерее, Москва.
Фото: В. Ефимова. © Московский музей современного искусства
Балетный класс с кривыми зеркалами. 2005. Инсталляция и перфоманс на открытии выставки Рефлексия, ГЦСИ, Москва. © Московский музей современного искусства
Московский Выбор. 2009. Инсталляция в галереее Пейперворкс, Москва. © Московский музей современного искусства
Одна минута. 2010. Лувр, Париж. © Московский музей современного искусства
Художник Юрий Альберт на открытии выставки "Юрий Альберт / Екатерина Деготь. Что этим хотел сказать художник?" в ММСИ на Гоголевском бульваре. © Московский музей современного искусства

Выставка Юрия Альберта, проходившая в Московском музее современного искусства в 2013 году, многих оставила в недоумении — критических экспликаций и отзывов искусствоведов на стенах в залах музея на Гоголевском бульваре было больше, чем работ самого художника. Каталог этой выставки, оформленный как альбом, вышел только сейчас, поэтому лишь теперь, несколько сезонов спустя, можно наконец поставить точку в разъяснениях совместного замысла художника и куратора ретроспективы, Екатерины Деготь, что и сделал критик Андрей Ковалев, чьи тексты об Альберте тоже участвовали в экспозиции.

* * *

Сразу же должен сообщить, что написание этой рецензии могло вызвать конфликт интересов. В каталоге выставки содержится и статья вашего покорного слуги. Однако у меня есть железное алиби: моя статья была показана в качестве артефакта в экспозиции, равно как и тексты, заказанные организаторами выставки другим авторам — критикам, художникам, философам.

Мы все полагали, что в соответствии с заявленным девизом выставки пишем комментарии к отдельным работам Юрия Альберта для каталога — не важно, за гонорар или из чистой любви к искусству. Но на вернисаже мы обнаружили, что наши тексты размещены на стенах вместо произведений.

Авторы каталога, не сомневаюсь, были готовы к такому повороту событий. И без сомнений, предоставили право использовать свои труды художнику, который специализируется в области апроприаций, присвоений и реквизиций. Он однажды уже переписывал критические тексты о себе от руки, а также устраивал в музее экскурсии для зрителей с завязанными глазами и предлагал на вернисаже класть камешек в ботинок.

Такая стратегия называется «институциональная критика», но обычно это весьма решительные действия, а у Юрия, несмотря на весь его радикализм, все получается очень мило и интеллигентно. За что его все в художественной среде и любят; он входит, кажется, во все рейтинги и получает все возможные премии (так, рецензируемый проект получил премию «Инновация» за 2013 год в номинации «Произведение визуального искусства»).

Была объявлена интрига: за время выставки тексты-описания должны были закрываться собственно работами художника Юрия Альберта. На финисаже все тексты уже были закрыты. Не включенному в процесс зрителю опять не на что было опереться, зато внимательные люди могли обнаружить, что фразу, вынесенную в заголовок выставки, художник декларирует на языке жестов в работе «Искусство для глухонемых» (1987).

Но и это еще не вся интрига. В качестве соавтора ретроспективной выставки известного концептуалиста, где показаны его произведения, была указана Екатерина Деготь, критик и куратор. И в таком экзотическом решении содержится указание на одну из самых запутанных производственных проблем современного искусства — диспозицию «художник-куратор vs куратор-художник».

В результате рецензируемый каталог можно воспринимать как своего рода «акционный объект» (термин Андрея Монастырского), который завершает выставку-перформанс в ММОМА. Поэтому не следует удивляться, что на лицевой стороне обложки располагается довольно обширный текст Деготь, а картина художника Альберта — на тыльной. Обычно делается наоборот.

Внутри же — почти никаких ловушек. Иллюстрации выделены в отдельный блок, но навигация очень логична. Правда, отсутствуют биография и библиография, зато в особом разделе собраны тексты самого Альберта.

Радикальный художественный проект, где зрителя последовательно запутывали и ненавязчиво втягивали в мясорубку смыслов, закончился добротной академической работой. Во вступительной статье Юрий Альберт крайне доброжелательно излагает свои эстетические взгляды, а куратор со всем научным тщанием исследует его творческую эволюцию. Описательные тексты приглашенных авторов, которые в экспозиции превратились в амбивалентную декорацию, обрели изначальную функцию — объяснять и истолковывать творчество художника. Все, как и должно быть в каталоге, которого много лет дожидался заслуженный художник-нонконформист.

Эта пасторальная картина несколько нарушается самой Екатериной Деготь. Она не только продвинутый куратор и пылкий критик, но и весьма радикальный редактор. И здесь она сама уже выступает в роли художественного критика, обвиняя своего героя в избыточном преклонении перед капитализмом, в пренебрежении гендерной проблематикой и во многих других грехах.

Авторы текстов, обозначенных в разделе «Содержание» как «Предположения», также не скупятся на критические высказывания. Юрий Злотников довольно резко говорит, что работы Альберта «носят какой-то дикий характер — он боится соприкоснуться с проблемой цвета». Анатолий Осмоловский ограничивается короткой фразой: «Про данное произведение я хочу сказать то, что не хочу иметь с ним ничего общего». А сам Альберт дипломатично заявляет, что согласен далеко не со всеми рассуждениями.

Но, как бы то ни было, теперь можно наконец спокойно узнать о том, что же хотел сказать художник. А он ничего не хотел сказать, поскольку полагает, что важнее правильно задать вопрос, чем получить ответ. «Что такое картина?», «кто такой художник?», «что такое искусство?» — вопросы интересные, зато, что такое каталог персональной выставки в музее современного искусства, кажется, стало более или менее понятно.

Юрий Альберт — Екатерина Деготь. Что этим хотел сказать художник?: Каталог выставки / Автор-сост. Е. Деготь. М.: Московский музей современного искусства, 2016.

Самое читаемое:
1
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке
19.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
4
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
5
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
Правило трех “D” — death, divorce, debt (смерть, развод, долги) — хорошо известно и участникам, и аналитикам арт-рынка. Как правило, одно из этих обстоятельств, а иногда и их совокупность заставляют коллекционеров расставаться с шедеврами
21.10.2021
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
6
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
7
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Всего в Санкт-Петербург привезли больше 60 работ художника из собрания фонда «Гала — Сальвадор Дали». Среди них знаменитая «Галарина», которая не покидала стен Театра-музея в Фигерасе с момента смерти Дали
13.10.2021
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+