В ожидании Бергсона и Пруста

№42, апрель 2016
№42
Материал из газеты

Восприятие течения времени у реалистов и импрессионистов разительно отличается, причем перелом произошел буквально в течение трех десятилетий

Marnin Young. Realism in the Age of Impressionism: Painting and the Politics of Time. Yale University Press. 260 с. £50 (твердая обложка). На английском языке
Marnin Young. Realism in the Age of Impressionism: Painting and the Politics of Time. Yale University Press. 260 с. £50 (твердая обложка). На английском языке

Как отмечает Майкл Фрид, долгое время реализм в западной живописи характеризовала «иллюзия течения времени и чистой длительности». Погруженные в свою работу, крестьяне Милле и Курбе исключают наблюдателя. Безразличные к присутствию зрителей и не замечающие существования мира искусства, к которому мы принадлежим, они исполняют ритуалы своей жизни с медлительной, естественной уверенностью. Как объясняет в книге Realism in the Age of Impressionism (Реализм эпохи импрессионизма) Марнин Янг, живопись такого рода «убедительна», ибо оставляет впечатление «естественности, непринужденности, реальности». В середине XIX века такие картины несли знамя новой достоверности, передача которой считалась важнейшей задачей искусства.

Вслед за Фридом Янг берется за критический анализ реализма, обращаясь к творчеству живописцев более позднего временного периода — от Жюля Бастьен-Лепажа до его младшего современника Джеймса Энсора. Его интересует кризис конца 1870-х — 1880-х годов, когда реализм столкнулся с Эдуардом Мане и импрессионизмом, новым и мощным обаянием сиюминутности. Как удержать в живописи медлительность времени и глубокую погруженность в мельчайшие детали? Как устоять перед предлагаемой Клодом Моне и Огюстом Ренуаром иллюзией моментальности и мимолетности того, что изображено на холсте?

Янг прослеживает, как развивалось противостояние между этими двумя подходами к изображению реальности. На картине Сенокос (1877) Бастьен-Лепажа мы видим крестьянина и крестьянку: он спит, растянувшись на земле, а она, сидя с раскрытым ртом, в оцепенении смотрит в одну точку в последние минуты, оставшиеся перед возвращением к тяжелому послеполуденному труду. Картина эта уже близка импрессионизму, но в то же время она встроена в более широкий контекст. Как демонстрирует Янг, критики, в том числе Золя, восхищались правдоподобием Сенокоса, но затруднялись с определением его места в истории живописи. Что это — истинный модернизм или всего лишь заимствовавший поверхностные черты импрессионизма возврат к раннему сельскому реализму, время которого давно прошло? Мог ли реализм отстоять свои позиции под натиском новой живописи? Не мог. Как отмечает Янг, «будущее принадлежало лишь импрессионизму».

Какие общественные факторы действовали в эпоху индустриального и урбанистического роста, ускоряющихся поездов и синхронизации времени в интересах капиталистического производства? Марнин Янг показывает, что в 1880 году восприятие течения времени разительно отличалось от того, каким оно было 30 годами ранее. Именно в этой точке, по его мнению, происходят фундаментальные сдвиги в понимании природы времени. Это и становится моментом, когда реализм, несмотря на то что ему удалось сохранить изобретательность, больше не может адаптироваться к запросам эпохи.

Книга посвящена проблеме, давно привлекавшей историков искусства, думающих о точках соприкосновения импрессионизма и его последователей-авангардистов. Но почему же в этой битве школ и течений «проигравшими» представляются реализм, натурализм и академизм? Янгу удалось показать, «в какой степени конец XIX века ставил под сомнение средства выражения, связанные с темпоральностью». Передача «времени» играла ключевую роль в искусстве той эпохи и при этом носила политический характер.

Автор подробно анализирует эти особенности восприятия на примерах пяти разных реалистических картин, показанных в Париже между 1878 и 1882 годом. Янг выясняет, как их воспринимали первые зрители, которым они и были адресованы. Какие различия проводились между образностью и стратегиями репрезентации в реализме и в импрессионизме? Какое влияние на их прочтение оказывали меняющиеся представления о времени и пространстве?

Янг выказывает прекрасное знание арт-критики той эпохи. Ему важны все, даже самые незначительные, отзывы, которые он использует для того, чтобы провести деконструкцию момента. Некоторые из этих авторов хорошо известны, другие забыты, однако в совокупности их тексты рисуют картину живой и разносторонней дискуссии о реалистическом проекте и его альтернативах в тот период, когда исход борьбы еще не был известен.

Первой он рассматривает одну из картин позднего Бастьена-Лепажа, хотя более неожиданным оказывается анализ Декоративного триптиха (1879) Гюстава Кайботта. В трех сценах, изображающих забавы на реке, художник предпринимает смелую, но неудачную попытку соединить импрессионизм с реализмом. Из всех картин наиболее политизированный характер носит ныне утраченная Забастовка шахтеров (1880) Альфреда-Филиппа Ролля. В анализе Пьющих абсент (1881) Жан-Франсуа Рафаэлли Янг воздает должное мрачности этого полотна. Наконец, он обращается к ранней картине Энсора Русская музыка (1881) — самому «образу времени в буржуазном интерьере». 

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
5
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
6
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
7
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+