18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Более рязанский, чем советский. Виктор Иванов показывает, что создал за 80 лет

№43
Материал из газеты

Первая полная ретроспектива классика «сурового стиля»

На персональной выставке Виктора Иванова (р. 1924) можно увидеть его лучшие произведения, созданные за 80 лет. В экспозиции не только работы из коллекции ИРРИ, но и из ведущих музеев, Государственной Третьяковской галереи, Рязанского государственного областного художественного музея, а также из частных коллекций  и собрания самого художника.

«Я рязанский» — это самоощущение Виктора Иванова является одновременно и его художественной позицией. Родившись в Москве, он всю жизнь писал свой крестьянский цикл, вдохновленный Рязанщиной, откуда была родом его мать. Когда в хрущевскую оттепель возник «суровый стиль», многие выпускники Суриковского института отправились в самые отдаленные уголки родины в поисках «суровой правды жизни». Одни уезжали на Север и в Сибирь, увековечивали работяг с БАМа, других вдохновляли нефтяники. Виктор Иванов своих героев нашел в русской деревне.

Его персонажи — советские колхозники, но их социальную роль художник выносит за скобки. Он избегает писать официальные праздники или партийные собрания — в его картинах крестьяне живут как будто вне времени. Он пишет традиционный быт: сбор урожая, трапезы, рождение детей, похороны. Его герои аскетичны и строги, картины монументальны, в них очевидно влияние иконописи, которым увлекались многие художники «сурового стиля», как и раньше авангардисты (не зря Иванов учился в мастерской бубнововалетовца Александра Осмеркина).

Одна из центральных работ на выставке — Похороны (1977) из Третьяковской галереи — совсем не вписывается в каноны соцреализма, открывая идеологически не совсем верную картину советской действительности: деревенские похороны проходят в церкви. Конечно, никаким диссидентством в работах Иванова не пахнет, однако он умел писать то, что находится на грани дозволенного, понимая, чего писать уже точно нельзя — церковные атрибуты остались за пределами картины, в центре лишь скорбящие со свечами.

При этом Виктор Иванов — художник, по заслугам оцененный советской системой. Он был удостоен государственных премий СССР и прошел путь от заслуженного художника до академика. В своих последних работах он остается верен крестьянской теме и так же безразличен к временным рамкам. Его Косцы (1991) в белых рубахах могли быть написаны и в ­1970-е, да и убирающие стога крестьянки с иконописными лицами в Рязанских полях (2005) словно застыли в вечности. В единой выставочной концепции выделяются лишь зарисовки из поездок по зарубежным странам в конце 1950-х — начале 1960-х. Среди рисунков есть даже портрет молодого Фиделя Кастро, чеканный профиль которого напоминает образ кондотьера эпохи Возрождения.  

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
4
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
5
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Марокканский период, не столь уж и долгий — всего несколько месяцев в общей сложности, сделал Анри Матисса именно тем художником, которого впоследствии узнал и запомнил весь мир. В книге Джеффа Кёлера в подробностях рассказано о том, как это было
29.08.2025
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+