История повседневности в главах и QR-кодах

Бове И.О. Кресло Первая четверть XIX века
Кружка. 1761 г.
Козлов Г.И. Тарелка из сервиза ордена Св.Апостола Андрея Первозванного (Андреевский сервиз) 1778 - 1780 г.
Террина (супница) с крышкой 1795 г.
Сундучок-теремок (ларец-теремок) XVIII в.
Поднос "Спасение Петром I тонущих рыбаков", 1820 -– 1830-е годы
Бове И.О. Кресло Первая четверть XIX века
Кружка. 1761 г.
Козлов Г.И. Тарелка из сервиза ордена Св.Апостола Андрея Первозванного (Андреевский сервиз) 1778 - 1780 г.
Террина (супница) с крышкой 1795 г.
Сундучок-теремок (ларец-теремок) XVIII в.
Поднос "Спасение Петром I тонущих рыбаков", 1820 -– 1830-е годы

Во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства (ВМДПНИ) открывается новая постоянная экспозиция искусства XVIII — первой трети XIX века, подготовленная к 35-летию музея. История русской жизни развернется в собрании вещей — от петровского времени до бидермайера.

Изучение повседневности прошлых эпох — дело крайне увлекательное, особенно если найти подобающую форму показа произведений. В ВМДПНИ постарались сделать новую экспозицию не скучным собранием исторических достопримечательностей, но создать череду историй об укладе жизни на протяжении трех веков.

В разделе «Эпоха перемен» собраны вещи переходного периода, конца XVII — начала XVIII века, когда в правление Петра I произошел слом древнего жизненного уклада. Простейшим символом европеизации стали стулья, пришедшие на смену сундукам-ларцам, — и те и другие можно увидеть на выставке. В обиход вошли не только зеркала — на стенах в лучших домах появились «тканые картины», привезенные из Европы. Один из главных экспонатов — выполненная во Фландрии шпалера «Хождение по водам» — был отреставрирован в 2014 году силами двух музеев.

Новый виток изменения быта произошел в правление Елизаветы Петровны и Екатерины II. Новшества не только прижились в России, но и появилось собственное производство вещей, которые раньше можно было приобрести только за границей. Заработал Императорский фарфоровый завод, а также частный завод Гарднера, где были созданы знаменитые Орденские сервизы, предметы из которых представлены в залах. Со временем русский фарфор по изяществу и декору сравнялся с европейским. Достигло высокого уровня изготовление стекла, в чем можно убедиться, увидев люстру-фонарь того времени — тоже российского производства.

И конечно, быть культурным человеком в век Просвещения означало быть человеком играющим — в экспозиции представлены придворные столики для игры в шахматы и карты.

От эпохи ампира осталось огромное количество предметов роскоши, которые тешили имперское тщеславие. Фарфор, подсвечники, мебель — все щедро золотили. Формы предметов зачастую становились вычурными, по крайней мере замысловатыми. Часы «Минин и Пожарский», например, воспроизводили в миниатюре памятник Мартоса на Красной площади. Впрочем, пара кресел, выполненных по эскизам архитектора Осипа Бове, выглядят вполне строго.

В эпоху романтизма приватная жизнь «В комнатах» оказалась важнее великосветской. На первую половину XIX века пришелся мебельный бум, появились мебельные гарнитуры, создававшие цельные ансамбли в интерьере. Самые интересные объекты на выставке сопровождаются расширенными экспликациями и даже QR-кодами, благодаря которым обещают доступ к более подробной информации о предмете.

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
5
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
6
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
7
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+