18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Куриная тикка масала из змей и крокодилов

Как Древний Египет понимали в Римской империи

Противостояние Рима эллинистическому Египту с его древним наследием эпохи фараонов достигло критической точки в 31 году до н.э., когда Октавиан одержал победу над Антонием и Клеопатрой в морском сражении при мысе Акций, проложив себе тем самым путь к единоличной верховной власти и присоединив древнее царство к своим территориям. Воспевшие событие римские поэты считали его триумфом цивилизации. Вергилий в «Энеиде» рисует сражение как противостояние зооморфных египетских богов («чудища-боги идут и псоглавый Анубис с оружьем») и римских Нептуна, Венеры и Минервы. Но действительность была намного сложнее, поскольку к тому времени римляне уже подпали под очарование роскоши и экзотики Египта.

Своеобразие этой страны с ее необычной визуальной и материальной культурой, как сейчас, так и тогда, считывалось мгновенно: массивные статуи и испещренные надписями обелиски; схематически изображаемые фигуры, не подчиняющиеся законам перспективы и природы; загадочные иероглифы, уже в то время не понятные практически никому; жуки скарабеи и мумии. Египет манил римлян и древней мудростью, хорошо известной на Апеннинском полуострове благодаря распространившемуся там еще в период Республики культу богини Исиды, приверженцы которого почти не подвергались гонениям.

На протяжении всего существования Римской империи традиционные египетские религиозные символы проникали в Италию. Речь не только о материальных объектах вроде скульптуры, но и о визуальном языке. К концу I века до н. э. отмечается появление настенных росписей в египетском стиле, созданных местными мастерами в более-менее произвольной манере. На всей территории Италии вошли в обиход привезенные из Египта вещи, а также получил широкое распространение культ Исиды. Cтены знаменитого храма Исиды в Помпеях густо покрыты традиционной египетской символикой — изображениями змей, крокодилов и священных ибисов.

Помпейский храм Исиды — одна из четырех ключевых тем, к которым Молли Суэтнем-Берланд обращается в книге Egypt in Italy (Египет в Италии) для того, чтобы разобраться в хитросплетениях судьбы египетского и псевдоегипетского искусства в ранней Римской империи.

Исследовательница показывает, как заимствованный визуальный код встраивался в традиционные модели религиозных и социальных практик. Парадокс состоял в том, что инаковость, создаваемая на основе египетской образной системы, стала в конце концов подлинно римской, как подлинно британским сегодня считается традиционное индийское блюдо куриная тикка масала. А это означает, что для по-настоящему глубокого понимания древнеримского искусства следует учитывать роль в его развитии римского египетского стиля.

В начальной главе повествуется об усвоении римлянами египетской образности, ее физической и концептуальной адаптации в итальянской культуре первых десятилетий после сражения при Акции.

Следующая глава более подробно останавливается на политическом значении обелисков, которые Октавиан переправил в Рим и приказал установить в своем разросшемся городе. Все, что изготовлялось в Италии, от мелких предметов роскоши до скульптур в египетском стиле, а также доставленные из Африки 300-тонные гранитные монументы различным образом выполняли функцию «сложных египетских образов».

В заключительной главе римские представления о Египте рассматриваются с учетом египетского искусства периода эллинизма, которое в Италии было не менее популярно, чем древнеегипетское искусство эпохи фараонов.

В целом предпринятую Суэтнем-Берланд попытку акцентировать внимание на итальянском художественном и ритуальном контексте, заимствовавшем египетский визуальный код, нельзя назвать радикально новой. Egypt in Italy — богатая фактами, глубокая, но не вполне убедительная книга. Отчасти это связано с нежеланием автора давать концептуальные объяснения своим весьма разнородным примерам. Впрочем, безусловное достоинство этой работы — увлекательный и подробный рассказ о выдающемся примере культурного заимствования.

Molly Swetnam-Burland. Egypt in Italy: Visions of Egypt in Roman Imperial Culture. Cambridge University Press. 261 с. £70 (твердая обложка). На английском языке

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+