Приусадебные хозяева Архангельского

№42, апрель 2016
№42
Материал из газеты

Утверждена новая концепция реставрации усадьбы Архангельское, доступной не в полномобъеме уже 30 лет. На работы выделяется 4 млрд рублей — но на что они будут потрачены?

Храм-усыпальница князей Юсуповых. Усадьба Архангельское. Фото: Алексей Стоянов/ Fotoimedia/ ТАСС
Храм-усыпальница князей Юсуповых. Усадьба Архангельское.
Фото: Алексей Стоянов/ Fotoimedia/ ТАСС

Тема заседания коллегии Министерства культуры РФ звучала так: О проекте комплексной реставрации с приспособлением к современному использованию объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль усадьбы Архангельское». На проектирование этих работ министерство просит у правительства 634,1 млн руб., на саму реставрацию — 3,64 млрд руб., итого — 4,274 млрд руб. К 2019 году, когда отметят 100-летие музея «Архангельское», работы должны быть завершены.

Справка

«Беспечно окружась Корреджием, Кановой...»

Усадьба Архангельское — дворцово-парковый ансамбль конца XVIII века в Красногорском районе Московской области. Князь Николай Юсупов, которому Александр Пушкин адресовал знаменитые стихи К вельможе, купил Архангельское «не для наживы, а для растрат и услад» в 1810 году. Блистательному вельможе было уже за 60, и он намерен был жить здесь, разместив в усадебном дворце свою грандиозную коллекцию, воспетую Пушкиным: «Беспечно окружась Корреджием, Кановой...» Составил он ее за границей, будучи директором Императорского Эрмитажа. Юсупов закупал вещи не только для царского, но и для своего собрания, конфликта интересов современники в этом не видели. До 1917 года Архангельское находилось во владении Федора Шереметева, князей Одоевских, Голицыных, Юсуповых. Центром усадьбы является Большой дворец, над которым с конца XVIII века работали крупнейшие архитекторы, и окружающий его парк с террасами и садовыми скульптурами, малым дворцом «Каприз» и павильонами «Храм-памятник Екатерине II» и «Чайный домик» (XVII–XIX вв.). В восточной части парка расположены колоннада «Храма-усыпальницы» (начало XX в.), храм Архангела Михаила (XVII в.), конторский флигель (XIX в.) и Святые ворота (XIX в.). Уникальный не только для России, но и для всего мира Театр Гонзаго, построенный в 1817–1818 годах и названный по имени его автора — выдающегося архитектора и декоратора Пьетро Гонзаго, находится в западной части Архангельского.

Официально музей в бывшем поместье был открыт 1 мая 1919 года, но с тех пор заповедная зона его значительно сократилась, так как прямо напротив Большого дворца был построен санаторий, принадлежащий Министерству обороны. Последующие изменения местного ландшафта и территориальные ограничения оказались гораздо драматичнее. Новый период в истории музея-усадьбы начался весной 2013 года после личного вмешательства президента РФ.

Большой дворец Архангельского был закрыт для посетителей с 1985 года, хотя реставрационные работы в нем начались только после 1997 года, когда музейный комплекс был передан Министерству культуры. С 2013 года в отдельные залы дворца пускают небольшие группы. Театр Гонзаго работает только в экскурсионном режиме лишь по выходным в весенне-летний период. В 2014-м у музея появился новый попечительский совет, который возглавил вице-премьер Дмитрий Козак. В совет входят губернатор Московской области Андрей Воробьев, глава Красногорского района Борис Рассказов, глава ОАО «Сбербанк России» Герман Греф, президент группы «Альянс» Муса Бажаев и другие.

Еще…

Чтобы оценить масштаб затрат, вспомним, что на глобальную реставрацию Помпеев только что выделена сопоставимая с ними сумма в €140 млн (по нынешнему курсу около 13,2 млрд руб.). Но Помпеи — в списке ЮНЕСКО. И там наверняка ничего не будут строить. У нас же в проект включена не только реставрация исторических объектов, но и восстановление утраченных.

Планируется, в частности, воссоздать участки застройки, существовавшей на территории усадьбы: села Архангельское и Горятино, дома служителей церкви, стоявшие рядом с ней. «Эти дома не представляли ценности, — комментирует ситуацию глава московского областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПиК) Евгений Соседов, — о них нет информации, многие были разрушены 100 лет назад. И воссоздаваться они будут не в виде изб».

Опасения не напрасны: в отклоненном ранее проекте реставрации усадьбы, предложенном прежним директором музея Андреем Бусыгиным, фигурировали современные здания с подземными этажами и переходами, необходимые для туристических нужд. Признавая проблему нехватки площадей, бывший попечительский совет музея (в него входили Михаил Пиотровский и Ирина Антонова) и ВООПиК предлагали построить новые здания на земле, прилегающей к территории ансамбля, но не внутри него.

От идеи капитального строительства в парке не отказался и сменивший Бусыгина на директорском посту Вадим Задорожный, он же владелец расположенного по соседству с Архангельским частного Музея техники, который, кстати, тоже претендует на кусок спорной территории. Налицо конфликт интересов. Когда-то Задорожный инициировал вырубку деревьев на Аллее ветеранов. Был суд, Задорожный его проиграл. Теперь он директор «Архангельского», и при нем, судя по документам, представленным на коллегии Минкульта, строительные планы обрели более приличествующую месту форму «воссоздания утраченного», единственной правовой лазейки для капитального строительства на территории памятника. На сайте музея директор обещает: «Я сделаю из Архангельского русский Версаль... Работа будет продолжена, чтобы через несколько лет был создан лучший музей Подмосковья. В этом заключается моя концепция».

В кратчайшие сроки взяли под охрану новые объекты — остатки фундаментов несуществующих зданий, чтобы потом их «восстановить». В 2015 году на выделенные министерством 20 млн руб. музей уже разработал проект изменения охранного статуса усадьбы, чтобы дополнить прежний документ несуществующими объектами и поменять охранный режим отдельных участков, закрепив за ними статус достопримечательного места, разрешающего строить.

Другая проблема Архангельского — пейзажный парк с приусадебными рощами. В отличие от регулярного парка, он целиком охране не подлежит. Участки его имеют разный статус, за них идет борьба. Более того, оказалось, что в 1997 году территория ансамбля, вопреки всеобщему мнению, не была передана Минкульту целиком. «Половина земли до сих пор принадлежит военным, — говорит Соседов, — как и территория санатория, и ряд зданий вокруг него. Но системного подхода к решению судьбы Архангельского нет. По принятой Минкультом концепции музей будет заниматься своим строительством, а Министерство обороны — строить, ремонтировать и использовать свое».

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
Грандиозный шум вокруг «Большой глины № 4» Урса Фишера не должен затмевать главное: в центре Москвы усилиями фонда V–A–С появилось новое общественное пространство, возрождающее идею советских домов культуры, — «ГЭС-2»
24.08.2021
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
5
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
6
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
7
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+