18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Пасха золотая и серебряная

№42
Материал из газеты

Художник-ювелир Владимир Михайлов специально к празднику Пасхи создал уникальную коллекцию пасхальных яиц. Традиционный предмет принимает самые разные формы: кулон, складень или драгоценная икона

Cветлый праздник Пасхи, символизирующий Воскресение Господне, отмечается весной — в то время, когда монохромные снежные пейзажи сменяются свежими и чистыми красками новой жизни. Для православных верующих это главный праздник в году, но и люди вполне светские отмечают его: пекут куличи и делают пасху и просто стремятся подарить радость себе и своим близким.

В дореволюционной России была традиция радовать в этот день близких и родных необычным подарком, который впоследствии нередко становился семейной реликвией. Часто таким подарком был главный символ праздника Пасхи — яйцо, но выполненное из драгоценных материалов.

Наиболее знамениты так называемые яйца Фаберже. Поставщик императорского двора и «ювелир всея Руси» Карл Фаберже создавал самые разнообразные ювелирные изделия, но подлинно всемирную славу принесли ему именно пасхальные яйца. Всего в мире существует порядка 70 яиц, выполненных фирмой Фаберже, и 54 из них сделаны по императорскому заказу. Основателем традиции был Александр III, который и придумал дарить ювелирные яйца на Пасху своей супруге Марии Федоровне. После смерти императора его сын Николай II продолжил дарить пасхальные яйца Фаберже матери, а также своей жене Александре Федоровне. Императорские яйца Фаберже имели разнообразные сюжеты: это могли быть яйца-часы или яйца с фигурками внутри, в самих яйцах в качестве сюрприза могли находиться различные миниа­тюры.

Продолжая традиции легендарного ювелирного дома, художник Владимир Михайлов ежегодно создает пасхальную коллекцию украшений с богатыми и пышными цветочными орнаментами. Подвесы, настольные и нательные иконы украшены замысловатыми рисунками, бусинами, виноградными гроздьями и изображениями голубя — символа Святого Духа.

В коллекции 12 — по числу больших церковных праздников — крупных кулонов в форме яйца. На одной стороне изделий изображены сюжеты двунадесятых праздников, а на другой — образы Пресвятой Богородицы. Кроме того, при помощи специального механизма кулон можно открыть и использовать для хранения особо дорогой вещи. По этому принципу выполнено, в частности, пасхальное яйцо из серебра Рождество Пресвятой Богородицы с образом Богоматери Неувядаемый цвет.

В другом праздничном пасхальном яйце, Виноградная гроздь, есть свой секрет: образ Воскресения Христова в нем сокрыт за ажурными створками из виноградных лоз. Формы этого растения выбраны художником не случайно: виноград издавна принято считать символом причастия и Церкви.

Еще один предмет с секретом — 15-санти­метровая роза с иконой Воскресение Господне: внутри серебряного бутона сокрыта праздничная икона, символизируя зарождение новой жизни, и, раскрывая ее лепестки, мы можем увидеть образ Спа­сителя с двумя коленопреклоненными ангелами.

Наряду с пасхальными ювелирными яйцами, представляющими собой двучастные складни, Владимир Михайлов создал несколько триптихов, состоящих из трех образов. В частности, золотое яйцо-складень Кремлевское, выполненное по мотивам святынь Московского Кремля. Пасхальное яйцо может служить настольным молельным образом, в котором представлены наиболее значимые иконы, связанные с событиями русской истории: Спаса Смоленского, Николы Можайского и Богородицы Нерушимая стена. Триптих венчает навершие в виде Спасской башни с двуглавым орлом.

Еще один триптих — пасхальное яйцо из золота Воскресение Господне, внутри которого одноименная икона, а по сторонам — фигуры ангелов, свидетелей Воскресения. Такая иконография праздника появилась во второй половине XVII века и была очень распространена в православной культуре. Драгоценное яйцо представлено на высоком, почти архитектурном постаменте.

В новой пасхальной коллекции Владимира Михайлова широко представлены и кулоны среднего размера, богато украшенные пышным цветочным орнаментом, бусинами и православной символикой.

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+