100 аукционов за 20 лет

Крупнейший российский аукционный дом «Монеты и медали» 9 апреля проводит свой сотый аукцион. О том, как изменился нумизматический рынок за 20 лет, об основных его трендах сегодня и о том, какие редкие лоты организаторы приберегли для юбилейных торгов, TANR рассказал генеральный директор аукционного дома Игорь Лаврук.


Как изменился нумизматический рынок за 20 лет? Как повлияла на него аукционная торговля?

В феврале 1996 года мы провели первый нумизматический аукцион. Главное, что удалось сделать за прошедшие два десятилетия, — рынок нумизматики вышел из тени. Потому что аукционная продажа — это самая открытая форма продаж. Она устраивает всех: и продавцов, и покупателей.

За эти годы существенно увеличилось число лотов на аукционах и количество самих торгов. Значительное развитие получила практика продаж предметов заочным покупателям (мы сотрудничаем с «СПСР-Экспресс» — почтовой службой, которая доставляет предметы по всей стране).

Помимо нумизматики, в которую мы традиционно включаем памятные медали, дважды в год мы проводим аукционы фалеристики. Ордена и памятные знаки — это отдельная интересная тема. Кроме того, в этом сезоне мы провели два дополнительных аукциона советских монет.

Путешествию Петра I в Европу (Великому посольству 1697–1698 годов) посвящена большая медаль, на лицевой стороне которой — погрудный портрет царя в богатом русском одеянии. На оборотной стороне, на фоне бомбардируемых Азова и Перекопа, изображен святой Георгий Победоносец, фигура которого может быть истолкована двояко: как герб России и как самое Петр. Такая персонификация государственного герба — привычное явление в медальерном искусстве. Интересно, что на торгах встретились серебряный (лот 6) и уникальный бронзовый (лот 7) варианты одной медали. В нумизматической литературе вариант медали, отчеканенной в бронзе, вообще не описан. Такой медали нет даже в собрании Эрмитажа, из сборника статей о коллекции которого взято описание ее серебряного аналога. Стартовая цена серебряной медали — 1,5 млн руб., бронзовой медали — 170 тыс. руб.
Медаль в память морской победы при Гангуте, 27 июля 1714 года. Санкт-Петербургский монетный двор, первая треть XIX века. Золотая медаль в отличной сохранности. Лот № 38. Стартовая цена — 5 млн руб. Фото: «Монеты и медали»
1 рубль 1757 года. СПБ-ЯI. Портрет работы Ж.Дасье. Серебро. Редкий и интересный вариант, особо отмеченный в отечественной нумизматической литературе. Лот № 167. Стартовая цена — 15 млн руб. Фото: «Монеты и медали»
Путешествию Петра I в Европу (Великому посольству 1697–1698 годов) посвящена большая медаль, на лицевой стороне которой — погрудный портрет царя в богатом русском одеянии. На оборотной стороне, на фоне бомбардируемых Азова и Перекопа, изображен святой Георгий Победоносец, фигура которого может быть истолкована двояко: как герб России и как самое Петр. Такая персонификация государственного герба — привычное явление в медальерном искусстве. Интересно, что на торгах встретились серебряный (лот 6) и уникальный бронзовый (лот 7) варианты одной медали. В нумизматической литературе вариант медали, отчеканенной в бронзе, вообще не описан. Такой медали нет даже в собрании Эрмитажа, из сборника статей о коллекции которого взято описание ее серебряного аналога. Стартовая цена серебряной медали — 1,5 млн руб., бронзовой медали — 170 тыс. руб.
Медаль в память морской победы при Гангуте, 27 июля 1714 года. Санкт-Петербургский монетный двор, первая треть XIX века. Золотая медаль в отличной сохранности. Лот № 38. Стартовая цена — 5 млн руб.
Фото: «Монеты и медали»
1 рубль 1757 года. СПБ-ЯI. Портрет работы Ж.Дасье. Серебро. Редкий и интересный вариант, особо отмеченный в отечественной нумизматической литературе. Лот № 167. Стартовая цена — 15 млн руб.
Фото: «Монеты и медали»

Какие тренды определяют нумизматический рынок сегодня?

Основной тренд в нумизматике на сегодняшний день — это качество. Коллекционеры хотят приобретать предметы только в отличной или прекрасной сохранности, особенно если монета редкая. Цены на такие вещи растут. Но их примерно 10% от общего количества. Остальной материал сильно упал в цене, особенно монеты в средней и ниже средней сохранности. Даже редкости в плохой сохранности можно купить относительно дешево.

Считаю, что сейчас наступили хорошие времена для коллекционирования русских монет: цены опустились на минимальный уровень, монеты в средней сохранности уже упали в цене и вряд ли еще подешевеют, монеты в отличной сохранности будут только дорожать.

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
2
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
3
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
4
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
5
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
6
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
7
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+