18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

«Цирк» да и не только

В декабре прошлого года петербургский цирк, возглавляемый сейчас знаменитым клоуном Вячеславом Полуниным, открылся после реставрации исторического здания на Фонтанке, где с 1928 года существует также Музей циркового искусства.

Ремонт цирка оказался хорошим поводом пересмотреть и предъявить публике собранную здесь богатейшую коллекцию артефактов в формате большой выставки, открывшейся в Государственном Русском музее. «Цирк», начавший работу в Корпусе Бенуа 17 марта, продолжает линию тематических проектов музея. Экспонаты из Музея циркового искусства составляют здесь ощутимое большинство, остальные работы происходят из фондов Русского музея, мастерских современных художников, сотрудничающих с ними галерей и частных коллекционеров. Залы выставки разделены по цирковым специальностям, и в целом экспозиция стремится следовать за логикой представления на манеже: клоуны, затем гимнасты, жонглеры, фокусники и, наконец, дрессировщики.

Хотя здесь показаны и признанные шедевры, такие как классический двойной автопортрет Александра Яковлева и Василия Шухаева в образе Арлекина и Пьеро, многие произведения интересны прежде всего как свидетельства истории и культуры. Художественное качество хранящихся в Музее циркового искусства картин далеко не всегда высоко: такова работа художника Александра Семенова «За кулисами цирка» (1925) — об этом авторе известно, что он специализировался на цирковой тематике. Рядом с признанными живописцами, чья популярность пришлась на 70-е годы прошлого века, соседствуют работы, выполненные в такой же манере в последние годы художниками, чьи имена ничего не говорят зрителю.

Самое интересное на выставке с эстетической точки зрения — цирковые афиши, которые хранятся как в фонде печатной графики Русского музея, так и в Музее циркового искусства. Этот пласт искусства показывает, какими возможностями не воспользовались организаторы выставки, пройдя мимо таких интересных и сложных тем, как рождение циркового представления и его место в современной культуре, которое стало другим всего за столетие.

Могла получиться выставка о том, как цирк меняется, — а последние пару лет перемены на Фонтанке особенно ощутимы. Можно было бы сосредоточиться и на политическом измерении понятия «цирк» — тем более что в экспозиции можно найти такие любопытные вещи, как приветственный адрес на имя Анатолия Луначарского от московского Госцирка, нарисованный в 1920 году мирискусником Василием Милиоти, или работы Сергея Судейкина, Николая Радлова, близкие к жанру политического плаката и карикатуры, в том числе «Цирк мадам Лиги наций» (1940) в изображении художников «Боевого карандаша» во главе с Валентином Курдовым.

Обилие материала в Корпусе Бенуа не скреплено ничем, разве что преобладающим ярким колоритом и интонацией бодрости, перенести которую с цирковой арены в музейные залы невозможно. Работающая до конца мая выставка наверняка будет пользоваться популярностью у зрителей, правда, на ее открытии живые клоуны публике были интереснее, чем нарисованные, и все стремились сфотографироваться с посетившим вернисаж Олегом Поповым.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
4
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
5
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
6
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
7
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
22-я ярмарка современного, классического и ювелирного искусства «Арт Москва» пройдет в Гостином Дворе и покажет галереи и проекты рекордного количества и разнообразия
21.04.2025
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+