18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

«Цирк» да и не только

В декабре прошлого года петербургский цирк, возглавляемый сейчас знаменитым клоуном Вячеславом Полуниным, открылся после реставрации исторического здания на Фонтанке, где с 1928 года существует также Музей циркового искусства.

Ремонт цирка оказался хорошим поводом пересмотреть и предъявить публике собранную здесь богатейшую коллекцию артефактов в формате большой выставки, открывшейся в Государственном Русском музее. «Цирк», начавший работу в Корпусе Бенуа 17 марта, продолжает линию тематических проектов музея. Экспонаты из Музея циркового искусства составляют здесь ощутимое большинство, остальные работы происходят из фондов Русского музея, мастерских современных художников, сотрудничающих с ними галерей и частных коллекционеров. Залы выставки разделены по цирковым специальностям, и в целом экспозиция стремится следовать за логикой представления на манеже: клоуны, затем гимнасты, жонглеры, фокусники и, наконец, дрессировщики.

Хотя здесь показаны и признанные шедевры, такие как классический двойной автопортрет Александра Яковлева и Василия Шухаева в образе Арлекина и Пьеро, многие произведения интересны прежде всего как свидетельства истории и культуры. Художественное качество хранящихся в Музее циркового искусства картин далеко не всегда высоко: такова работа художника Александра Семенова «За кулисами цирка» (1925) — об этом авторе известно, что он специализировался на цирковой тематике. Рядом с признанными живописцами, чья популярность пришлась на 70-е годы прошлого века, соседствуют работы, выполненные в такой же манере в последние годы художниками, чьи имена ничего не говорят зрителю.

Самое интересное на выставке с эстетической точки зрения — цирковые афиши, которые хранятся как в фонде печатной графики Русского музея, так и в Музее циркового искусства. Этот пласт искусства показывает, какими возможностями не воспользовались организаторы выставки, пройдя мимо таких интересных и сложных тем, как рождение циркового представления и его место в современной культуре, которое стало другим всего за столетие.

Могла получиться выставка о том, как цирк меняется, — а последние пару лет перемены на Фонтанке особенно ощутимы. Можно было бы сосредоточиться и на политическом измерении понятия «цирк» — тем более что в экспозиции можно найти такие любопытные вещи, как приветственный адрес на имя Анатолия Луначарского от московского Госцирка, нарисованный в 1920 году мирискусником Василием Милиоти, или работы Сергея Судейкина, Николая Радлова, близкие к жанру политического плаката и карикатуры, в том числе «Цирк мадам Лиги наций» (1940) в изображении художников «Боевого карандаша» во главе с Валентином Курдовым.

Обилие материала в Корпусе Бенуа не скреплено ничем, разве что преобладающим ярким колоритом и интонацией бодрости, перенести которую с цирковой арены в музейные залы невозможно. Работающая до конца мая выставка наверняка будет пользоваться популярностью у зрителей, правда, на ее открытии живые клоуны публике были интереснее, чем нарисованные, и все стремились сфотографироваться с посетившим вернисаж Олегом Поповым.

Самое читаемое:
1
Загадочный тарч: рука не из того места
Необычный предмет из Оружейной палаты сбивает с толку историков и художников уже два с лишним века
18.12.2025
Загадочный тарч: рука не из того места
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
В Новой Третьяковке на Крымском Валу покажут произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса из собрания ГМИИ им. Пушкина, куда на выставку отправились произведения Марка Шагала
11.12.2025
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
4
Шагал: фокусировка на родине
В ГМИИ им. А.С.Пушкина начала работу выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения», основой которой стали произведения так называемого русского периода, то есть с конца 1900-х по 1922 год
11.12.2025
Шагал: фокусировка на родине
5
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
Первую часть из 60 картин из французской коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина покажут в Омске, Новосибирске и Кемерове, вторую — в Абакане, Красноярске и Иркутске
16.12.2025
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
6
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
12.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
7
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Музей, о планах создания которого на территории квартала «ЗИЛАРТ» было объявлено десять лет назад, открылся тремя выставками
03.12.2025
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+