18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Помпеи спасли в самый последний момент

№41
Материал из газеты

Несмотря на угрозы прекратить финансирование знаменитого историко-археологического заповедника, европейские чиновники все-таки выделят ему средства на 2016 и 2017 годы

«Большой помпейский проект» получил средства в самый последний момент. Европейская комиссия запустила кампанию по сохранению археологического памятника в марте 2012 года. Стоимость работ тогда оценивалась в €105 млн, и их планировали завершить к 31 декабря 2015 года.

Однако еще в июле 2014 года Йоханнес Хан, занимавший на тот момент пост европейского комиссара по региональной политике, предупредил: Помпеи могут потерять предоставленные Европой €78 млн (остальные €27 млн выделило правительство Италии), если не используют эти средства до конца 2015 года.

К началу декабря прошлого года было истрачено всего €40,5 млн. По словам генерального директора проекта Джованни Нистри, ожидается, что европейские и итальянские власти предоставят отсрочку на проведение работ до конца 2017 года. На это решение повлияли рекомендации ЮНЕСКО, следившей за состоянием объекта всемирного наследия с 2010 года, когда стало известно о ряде обвалов на территории Помпеев.

В 2013 году ЮНЕСКО предупреждала: если проект не сможет «заметно улучшить ситуацию», Помпеи могут оказаться в списке всемирного наследия, находящегося под угрозой. В июне 2015 года Комитет всемирного наследия ЮНЕСКО призвал Италию «отыскать пути к расширению» «Большого помпейского проекта» и «дать оценку объему средств, необходимых для обеспечения поддержания и консервации Помпеев в будущем».

По результатам инспекции в ноябре 2014 года комитет положительно отозвался о «значительных улучшениях, достигнутых в результате работ», и заявил, что объект «больше не находится под угрозой».

«Теперь между всеми сторонами достигнуто полное согласие, — говорит управляющий Помпеев, Геркуланума и Стабии Массимо Осанна. — Даже ЮНЕСКО дала положительную оценку ходу работ и попросила расширить „Большой помпейский проект“, распространив его на 2016 и 2017 годы. Благодаря этому нам удалось изменить график и продолжить нашу деятельность при помощи европейского финансирования, однако с одним жестким условием: все работы должны быть юридически оформлены и начаты до конца 2015-го».

Успели! В декабре прошлого года был объявлен тендер на контракты общей стоимостью €160 млн, что превышает первоначальный бюджет проекта в €105 млн. Дополнительное финансирование в размере €19 млн внесет само Управление Помпеев, Геркуланума и Стабии (оно занимается повседневным содержанием и техническим обслуживанием памятника и имеет собственный бюджет).

«Больше объявлять тендер не на что, — сообщил тогда же Нистри. — Работы на 23 объектах из 41 будут завершены к началу 2016 года. Еще четыре объекта доделают весной этого года».

Приоритетом является сохранение 44 га археологического заповедника, где установят более 400 камер видеонаблюдения (Министерство внутренних дел Италии выделило на это около €3,8 млн), укрепят ограду (€6 млн) и улучшат освещение (€3 млн).

Сейчас проект охватывает все девять районов Помпеев — зоны, на которые в XIX веке город разделил археолог Джузеппе Фиорелли. «В 2000 году было оснащено 30% территории… и мы застряли на этой цифре. Но теперь мы стремимся к 100%, — сообщил Осанна прошлой осенью. — Все запланированное в VI и VIII районах будет закончено в конце 2015 года, в VII — в течение первой половины 2016 года. Таким образом, будет обеспечена безопасность трех четвертей территории Помпеев. После этого мы намерены завершить работы на оставшейся четверти — в I, II и III районах, где расположен амфитеатр, состояние которого лучше, чем остальных объектов». Большая стройка на этом месте развернется в этом и следующем годах.

Массимо Осанна не одобряет решение отдать предпочтение этому масштабному проекту в ущерб ежедневному содержанию и обслуживанию территории, хотя выбора, по его словам, у него не было. «Состояние руин критично, и не только из-за отдельных обвалов: долгое время целые районы города были заброшены и закрыты для посещения», — говорит управляющий.

В долгосрочной перспективе главное для Помпеев — «свести к минимуму риск обрушения и иных инцидентов». В этом ключевую роль играет подготовка стратегии, позволяющей планировать работы заранее.

Тем временем инженеры и реставраторы-консерваторы неустанно трудятся над тем, чтобы восстановить и вновь открыть для публики 15 римских домов. Дом Малого фонтана открылся в ноябре; в декабре — еще четыре: дом Пакия Прокула, дом Фруктовых деревьев, дом-сукновальня Стефана и дом жреца Аманда, вслед за ними — дом Марка Лукреция.
Осанна говорит, что в 2016 году, после 10-летней отсрочки, наконец возобновят работы в доме Веттиев, одном из самых больших и богато украшенных особняков археологического заповедника. 

Материалы по теме:
Последний день Помпеи?
Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+