18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Живописный символ Австралии резко постарел на три года

№41
Материал из газеты

Дата на картине появилась уже после смерти художника

Знаменитый пейзаж Се­верный ветер австралийского художника Фредерика Маккаббина (1855–1917) приобрел посвежевший вид и новую датировку благодаря реставрационному проекту мельбурнской Национальной галереи Виктории, осуществленному вместе с научно-исследовательским центром «Австралийский синхротрон». 

Это полотно, изображающее первопроходцев, борющихся со стихией, — одна из самых знаменитых картин пятого континента, оно давно уже стало эмблематичным для определения австралийского национального характера.

После масштабных работ, длившихся три года, холст вернулся в музей. Реставраторы изменили датировку полотна на «около 1888», что на три года раньше, чем считалось прежде. Выяснилось, что Маккаббин был более вовлечен в популяризацию импрессионизма в Австралии и изучение новых методов изображения пейзажа, чем полагали до этого.

Послойный анализ образцов краски Северного ветра показал: подпись и дату добавили на картину в конце 1930-х или в начале 1940‑х, то есть через два десятилетия после смерти художника. К тому же холст был обрезан — таков итог затопления студии сына Маккаббина Луиса в 1930-х годах, когда картина была значительно повреждена.

Вероятно, подпись и дату на пейзаж добавил Луис, тоже художник, он занимался реставрацией многих картин из семейного собрания. И хотя действовал он из лучших побуждений, кое-что из сделанного им приводит ученых в недоумение.

Исследователи установили, что и сам Фредерик Маккаббин внес в Северный ветер ряд изменений. Одно из них связано с сильной засухой конца 1880-х годов. Рентгенограмма показала, что засушливый ветреный пейзаж окончательного варианта написан поверх холма, покрытого буйной растительностью.

Это изменение, видимо, вызвано желанием художника создать героический образ первопроходцев к 100-летию начала освоения Австралии британцами, которое отмечалось в 1888 году.

Проект, осуществленный при финансовой поддержке Bank of America Merrill Lynch, включал в себя подготовительный исследовательский этап и месяцы реставрационных работ: удаления с полотна пыли и грязи, снятия потемневшего лака и восстановления подлинного красочного слоя.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+