18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Народный художник СССР Гелий Коржев. Последний реалист или постмодернист?

№41, март 2016
№41
Материал из газеты

Ретроспектива художника в Третьяковке попробует наконец прояснить этот вопрос

Г.М. Коржев. Облака 1945 года. 1980–1985. Холст, масло. 200 × 190 © Государственная Третьяковская Галерея
Г.М. Коржев. Художник. 1961. Холст, масло. 160 × 195 © Государственная Третьяковская Галерея
Г.М. Коржев. Натюрморт с топором и коловоротом. 1979. Холст, масло. 100 × 80 © Государственная Третьяковская Галерея
Г.М. Коржев. Стакан молока. 1984. Холст, масло. 73 × 90 © Государственная Третьяковская Галерея
Г.М. Коржев. Самовар. 1984. Холст, масло. 89 × 92 © Государственная Третьяковская Галерея
Г.М. Коржев. Облака 1945 года. 1980–1985. Холст, масло. 200 × 190 © Государственная Третьяковская Галерея
Г.М. Коржев. Художник. 1961. Холст, масло. 160 × 195 © Государственная Третьяковская Галерея
Г.М. Коржев. Натюрморт с топором и коловоротом. 1979. Холст, масло. 100 × 80 © Государственная Третьяковская Галерея
Г.М. Коржев. Стакан молока. 1984. Холст, масло. 73 × 90 © Государственная Третьяковская Галерея
Г.М. Коржев. Самовар. 1984. Холст, масло. 89 × 92 © Государственная Третьяковская Галерея

Пока в Третьяковской галерее идет подготовка к ретроспективе Гелия Коржева (1925–2012), обращают на себя внимание два обстоятельства. Первое, нынешняя ретроспектива — вообще первая большая выставка мастера. Даже на пике творческой активности, в 1960–1980-е, Коржев обходился двумя-тремя работами на всесоюзных тематических выставках. (Немногословность в ту пору охотно читалась как особенная многозначительность; кроме того, на реализацию многотрудных проектов Коржев тратил годы и десятилетия.)

С концом же советской эпохи, когда крупные выставки исчезли как феномен, а Третьяковка и Русский музей принялись долго и упорно переосмысливать свои экспозиции ХХ века, закрывая их на годы, Коржев и вовсе пропал из виду. Появление на выставке Москва — Берлин (2004) все тех же канонических работ — Поднимающий знамя и Следы войны — произвело впечатление, но осталось все-таки эпизодом. Посмертная выставка Библия глазами соцреалиста в Институте русского реалистического искусства (2012) предъявила серию самого позднего и, по идее, самого умудренного Коржева — но выглядела религиозная тема слишком необычно и одновременно слишком банально для понятной ситуации, когда напоследок вспоминаешь о Боге. Наверное, поэтому на зыбкой почве этой морали устраивать полемику никому не захотелось — ее тогда и не вышло. Да и порядком забыли о Гелии Коржеве, тоже надо сказать. Кураторские планы времен Москвы — Берлина («а давайте вернем Коржева в обиход актуальной критики, ведь значимая фигура для соцреализма») так и не реализовались; Третьяковка бралась за ретроспективу Коржева еще при жизни, и опять ничего не получилось — вроде бы из-за строптивости художника, прекратившего общение с постсоветскими учреждениями. Еще была представительная выставка Raising the Banner (2007) в музее в Миннеаполисе, созданном коллекционером советской живописи Реймондом Джонсоном, — в заголовке было использовано название самой известной картины Коржева, но эта выставка, в общем, не считается. Ибо для тамошней аудитории вопрос «who is Mr Korzhev?» не представляет какой-то проблемы. В отличие от аудитории здешней, к которой вопрос этот будет теперь обращен.

В этом состоит второе удивительное обстоятельство ретроспективы Гелия Коржева: мы имеем дело с недопонятым автором, удостоившимся тем не менее важнейших наград (народный художник СССР, лауреат Государственной премии). Его избыточно живописная, фактурная техника вызывала тихое недоумение еще в советское время — автор сюжетов, формировавших идеологию десятилетий, признавался, что «по своему художественному восприятию я, скорее, натюрмортист» (и его натюрморты на выставке будут в изобилии).

Под занавес он изрядно запутал всех не только Библией глазами соцреалиста, были у него и чудовищные Тюрлики — примерно как Искушение святого Антония глазами соцреалиста, показанные в «лихие 1990-е» в галерее «Риджина». Теперь все это вместе с хрестоматийными произведениями собирает Третьяковка. В связи с Коржевым в искусствоведческих интерпретациях звучали имена Сурикова (фактурная живопись), Рембрандта (заново нашел картинный формат) и Люсьена Фрейда (живописец постживописной эпохи). Но кто таков был на самом деле Коржев в совокупности всех его работ, известных и нет, избегавший больших выставок, может быть, как окончательного суждения, нам покажут сейчас.

Самое читаемое:
1
Коллекция Фредди Меркьюри вызвала ажиотаж на Sotheby’s
Лоты из дома фронтмена Queen, начиная с японских произведений искусства и заканчивая сценическими костюмами, доводили участников торгов на Нью-Бонд-стрит до безумия
07.09.2023
Коллекция Фредди Меркьюри вызвала ажиотаж на Sotheby’s
2
В Музее Тропинина идет выставка, на которой все экспонаты крошечные
В музее советуют брать с собой лупу, так как на выставке собраны произведения искусства разных видов и жанров, но одинаково миниатюрные: живопись, микромозаики, кукольный фарфор, резная кость, микробисер
08.09.2023
В Музее Тропинина идет выставка, на которой все экспонаты крошечные
3
Пушкинский музей проведет книжную ярмарку
Прямо под колоннами на фасаде ГМИИ им. А.С.Пушкина в течение трех дней будут продаваться редкие выставочные каталоги, издания по истории искусства и фотографии, мемуаристика, детские книги
29.09.2023
Пушкинский музей проведет книжную ярмарку
4
В Третьяковской галерее открывается выставка «Век спорта»
150 заряженных эндорфином экспонатов из 15 российских музеев — от хрестоматийных полотен Дейнеки и Пименова до малоизвестных произведений — излучают дефицитный по нынешним временам и потому очень ценный оптимизм
14.09.2023
В Третьяковской галерее открывается выставка «Век спорта»
5
Коллекция Галуста Гюльбекяна: «пять процентов» Эрмитажа в Лиссабоне
История великого коллекционера, умевшего извлекать прибыль из любых обстоятельств, нефтяного магната и ценителя искусства, памятником которому остался музей его имени в столице Португалии
15.09.2023
Коллекция Галуста Гюльбекяна: «пять процентов» Эрмитажа в Лиссабоне
6
Осенний сенокос искусства: что продают и покупают на Cosmoscow
В Экспоцентре открылась 11-я Международная ярмарка современного искусства Cosmoscow. Произведения на стендах любопытно рассматривать, приятно покупать, но не очень интересно обсуждать. Зато уйти с уловом смогут коллекционеры разного достатка
29.09.2023
Осенний сенокос искусства: что продают и покупают на Cosmoscow
7
Подземная галерея: в «Зарядье» открылось новое выставочное пространство
В «Паркинг Галерее» уже можно посмотреть работы выпускников художественных вузов Москвы на выставке «Выпуск ’23»
12.09.2023
Подземная галерея: в «Зарядье» открылось новое выставочное пространство
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+