18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Портретная галерея мирового авангарда ХХ века в фотографиях Мана Рэя

Вслед за музеями в Англии и Шотландии ГМИИ им. А. С. Пушкина совместно с лондонской Национальной портретной галереей впервые представит российскому зрителю творчество одного из ведущих мастеров европейского авангарда. Круг художественных интересов Мана Рэя (1890–1976), имя которого неразрывно связывают с дадаизмом и сюрреализмом, весьма широк и включает в себя как живопись и объекты, так и фотографию. Масштабная ретроспектива охватывает именно фотографические произведения Мана Рэя и объединяет едва ли не все значимые фотопортреты художника. Это более 150 снимков, созданных за 60-летний период творчества — с 1916 по 1976 год.

На выставке представлены ставшие уже хрестоматийными работы из музейных и частных коллекций со всего мира, благодаря которым Ман Рэй считается одним из пионеров экспериментальной авангардной фотографии первой половины ХХ века. Экспозиция охватывает несколько периодов творчества Рэя, связанных с Нью-Йорком, Парижем, Голливудом и снова Парижем — это и одноименные разделы московской выставки. В самом начале своей карьеры он фотографировал друзей, посетителей галерей и художников — именно тогда началась их дружба с другим экспериментатором и первопроходцем в искусстве, Марселем Дюшаном (1887–1968). Творческий тандем двух художников дал толчок нью-йоркской версии дадаизма. Однако нью-йоркские фотопробы Мана Рэя можно считать, скорее, «поисками художника», опытами с новыми техниками (райографии, соляризации), так как, лишь приехав в 1921 году в Париж, он занялся фотографией профессионально. Раздел Париж знакомит зрителя с фотографиями Мана Рэя 1921–1928 годов, начиная с его первой персональной выставки во Франции до знаковой встречи с постоянной музой — моделью и фотографом Ли Миллер. В парижский период Рэя, сблизившегося с кругом сюрреалистов, в его объектив попало большое число современников, знаменитостей, друзей и возлюбленных. Среди них — Жан Кокто, Макс Эрнст, Сальвадор Дали, Поль Элюар, Пабло Пикассо, Кики де Монпарнас, Пэгги Гуггенхайм, Коко Шанель, Катрин Денев и многие другие.

В экспозиции продемонстрированы также эксперименты Мана Рэя в технике соляризации (в результате проекционной передержки негатива получается фотографическое изображение с обратной световой тональностью). Голливудские работы охватывают период с 1940 по 1950 год, а также знакомство с танцовщицей Джулиет Браунер, которая на протяжении шести лет была музой мастера. И завершается экспозиция вновь Парижем, но уже послевоенной эпохи (1951–1976), когда Ман Рэй на целых 25 лет поселился в студии на рю Феру, 2-бис, продолжая снимать портреты.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+