Как зарабатывают на базах краденого искусства

№41, март 2016
№41
Материал из газеты

Учет культурных ценностей ведется в мире по-разному. Например, в Великобритании это стало прибыльным бизнесом

Чайник и фрукты. Поль Сезанн (1888–1890) / © The Frick Collection, Photo: Michael Bodycom
Чайник и фрукты. Поль Сезанн (1888–1890) / © The Frick Collection, Photo: Michael Bodycom

Компании, которые специализируются на вопросах реституции, могут делать большие деньги на единичных розысках и возвращении украденных произведений искусства, но по-настоящему прибыльных дел такого рода мало, а их ведение может затянуться на месяцы, а то и годы. Сегодня борьба за право вести коммерческую базу данных украденных произведений мирового искусства становится ничуть не менее интригующей и сложной, чем некоторые из связанных с ней преступлений.

На протяжении последних 25 лет учет миллионов украденных и незаконно вывезенных объектов по всему миру ведет организация Art Loss Register (ALR), которой управляет Джулиан Рэдклифф. Она осуществляет проверку правового статуса для торговцев искусством, страховщиков и — все чаще — для частных лиц. В 2013 году бывший сотрудник ALR Крис Маринелло основал собственную компанию Art Recovery Group (ARG), которая сегодня уже стала полноправным конкурентом ALR.

Справка

Обе базы краденого искусства достигли определенных успехов в своем поле деятельности. В 1999 г. Art Loss Register помогла вернуть Чайник и фрукты (1888–1890) Поля Сезанна, а в 2004 г. идентифицировала по своей базе данных древнеримский бюст императора Марка Аврелия. Art Recovery Group в 2015 г. разрешила долгий спор о правовом статусе, идентифицировав картину, предположительно написанную Дуччо, и вернула семье Розенберг Сидящую (1921) Анри Матисса, которая была обнаружена в «мюнхенском кладе» — беспрецедентной коллекции награбленных нацистами произведений искусства, которую прятал в своем доме Корнелиус Гурлитт.

Еще…

По словам представителя ALR, основу ее клиентуры составляют арт-дилеры и более 90 аукционных домов. ARG сообщает, что подписала контракты с небольшим числом ведущих арт-дилеров Лондона и с рядом крупных американских страховщиков.

Главный юрист ALR Джеймс Рэтклифф утверждает, что его компания ежегодно проводит более 400 тыс. поисков по своей базе данных, при этом самую обширную категорию поисковых запросов составляет живопись. Качество информации в базе данных ALR уже подвергалось критике, поэтому, когда в 2015 году Крис Маринелло организовал альтернативную ей базу ARG, профессиональное сообщество отнеслось к этому положительно.

«Мы никогда не утверждали, что наша система идеальна, и постоянно работаем над ее улучшением, — говорит Джеймс Рэтклифф, — но пока что мы лучшая база данных потерянного и украденного искусства».

Древнеримский бюст императора Марка Аврелия
Древнеримский бюст императора Марка Аврелия

Рэтклифф добавляет, что возможностей для существования других баз данных огромное множество: например, баз, специализирующихся на утратах, относящихся к периоду Второй мировой войны, или на записях из архивов органов правопорядка. «Мы отличная отправная точка, — говорит он. — Иногда нашей информации полностью достаточно, но мы не всегда сможем дать исчерпывающий ответ». Крис Маринелло, в свою очередь, считает, что «на самом деле конкуренция привела бы к созданию более качественных баз данных».

Многие из клиентов ALR не захотели напрямую комментировать желательность или нежелательность конкуренции в этой области. Руководитель отдела правовых вопросов и рисков Christie’s Мартин Уилсон говорит, что его аукционный дом «поддерживает все инициативы, работающие на повышение прозрачности информации о провенансе и правовом статусе». Christie’s продолжает представлять свои каталоги на рассмотрение в ALR, но, кроме того, работает и с «многими частными и государственными архивами, с публикациями и исследователями, заполняя пробелы в провенансе», в том числе с ЮНЕСКО, Интерполом и Министерством внутренней безопасности США.

Ежегодная плата за пользование Art Loss Register (ALR) составляет £500 и позволяет выполнить до 25 поисков, однако аукционные дома, многие из которых проверяют по базе данных каждый свой каталог, платят другую сумму. Арт-дилеры, как правило, нуждаются в более подробной информации, и для них тарифы тоже варьируются. ARG взимает £60 за одноразовый поиск по своей базе данных и адаптирует пакеты услуг к нуждам конкретных клиентов. При необходимости ALR выдает сертификат о поиске; ARG предоставляет полный отчет. Обе фирмы все активнее выходят за рамки дел, связанных с историей краж и незаконного вывоза произведений искусства, и обращаются к таким вопросам, как залоговый статус и ограничения на экспорт.

Сидящая. Анри Матисс / (1921) / east-new
Сидящая. Анри Матисс / (1921) / east-new
Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
4
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
5
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Самые мрачные из видений художника, поэта и мистика воссозданы при поддержке Музея Гетти и Apple средствами дополненной реальности. Проект осуществил художественный дуэт Tin&Ed и озвучил хип-хоп-продюсер Just Blaze
02.08.2022
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
6
Клуб коллекционеров графики обзавелся аукционом
Новый аукционный дом, основанный коллекционером Сергеем Подстаницким и правнуком основателя музея Тропинина Степаном Вишневским и занимающийся только графикой, вот-вот проведет свои вторые торги
26.07.2022
Клуб коллекционеров графики обзавелся аукционом
7
Теплые вещи: чем хорош народный дизайн
Что такое народное творчество сегодня, как проявляются представления о красоте в бытовой жизни, что превращает наивные поделки в настоящие произведения искусства — на эти вопросы пытается ответить проект «Эстетика бриколажа» в Музее ДПИ
01.08.2022
Теплые вещи: чем хорош народный дизайн
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+