18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

Викторианская цепь Николая II из частной коллекции стала государственной

Королева Елизавета II передала Викторианскую цепь Николая II из Королевской коллекции Великобритании на бессрочное экспонирование в Оружейной палате Музеев Московского Кремля, где награда была показана в 2015 году на выставке «Рыцарские ордена Европы», еще находясь в частной коллекции Андрея Хазина.

«За всю историю только эта Викторианская цепь была на открытом антикварном рынке и периодически продавалась на аукционах, в том числе в Великобритании. Там она и была приобретена и абсолютно легально вывезена оттуда. На арт-рынке цепь атрибутировалась как награда, принадлежавшая хедиву, вице-султану Египта Аббасу II Хильми-паше. Однако во время подготовки прошлогодней выставки выяснилось, что это цепь Николая II», — рассказал TANR Андрей Хазин после подписания сегодня всех необходимых документов.

Частное лицо не имеет права запрашивать информацию у хранителей Королевской коллекции Великобритании, однако статус Музеев Московского Кремля позволил сделать это; таким образом установили, что Викторианская цепь за номером 24 принадлежала царю Николаю II. Согласно регламенту после смерти награжденного ее должны были вернуть в Великобританию, однако революция 1917 года спутала планы. В итоге Викторианская цепь, учрежденная в 1902 году королем Эдуардом VII для награждения первых лиц и знати иностранных держав, попала в Гохран и была продана среди множества других предметов в 1920-х годах. После того как выяснилась принадлежность цепи, коллекционер направил официальное обращение королеве Елизавете II с предложением передать знак английской стороне, на что та ответила согласием и, в свою очередь, пожелала, чтобы награда бессрочно экспонировалась в Музеях Московского Кремля.

«Это довольно распространенная практика в Европе, но для нас это первый случай. У нас есть определенные обязательства перед Королевской коллекцией. В частности, если там решат эту награду показать на какой-либо выставке или устроить выставку у себя, то мы должны будем ее предоставить, после чего она вернется к нам в музей», — пояснила директор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина.

Викторианская цепь Николая II не единственная награда российских монархов, бесследно исчезнувшая после 1917 года и теперь вновь обретенная. В прошлом году благодаря меценатам в Музеи Московского Кремля поступило 104 императорских ордена и медали Российской империи в рамках инициированной президентом РФ кампании по возвращению проданных с аукционов в 1920–1930-х годах музейных ценностей. Большая часть наград, в том числе орденские бриллиантовые знаки членов императорской семьи, как и Викторианская цепь Николая II, после революции поступила в Гохран для последующей продажи из Оружейной палаты. Наиболее ценными из обретенных в музее считают два экспоната: цепь ордена Белого орла, изготовленную для церемонии коронации императора Николая I по католическому обряду на Царство Польское 12 мая 1829 года, и знак ордена Святого апостола Андрея Первозванного из дымчатого кварца, который, вероятнее всего, предназначался для Екатерины II или ее наследника.

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
08.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
7
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Музей, о планах создания которого на территории квартала «ЗИЛАРТ» было объявлено десять лет назад, открылся тремя выставками
03.12.2025
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+