18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Четыре века обоев: картин в домах они не отменили, но потеснили точно

Выставка Faire le mur (дословно — «сделать стену») охватывает четыре века истории обоев. Из 400 тыс. образцов, что хранятся в Музее декоративного искусства Парижа, выбрали около 300 и распределили их по темам, событиям, способу производства и роли в интерьерах. Никакой хронологии.

Кто является отцом современных обоев? Если спросить французов, то они скажут: Жан-Мишель Папийон. Художник-гравировщик придумал обои печатать, положив таким образом начало промышленному производству. Раньше «домино», из которых составляли настенный рисунок, делали с помощью трафаретов или полностью вручную, как, например, китайские обои.

Исторические экземпляры попали в Музей декоративных искусств из хранилищ главных французских фабрик — Королевской мануфактуры обоев Folie Titon Жан-Батиста Ревельона в парижском предместье Сент-Антуан, той самой, с восстания на которой фактически и началась Великая французская революция. В XIX столетии, в золотой век обоев, настенные моды задавали мануфактуры Жюля Дефосса (Desfossé & Karth) и Жозефа Дюфура (Dufour & Leroy). Особенно популярными в их исполнении были панорамные обои.

В середине XIX века было принято не оставлять от стены живого места — тотальное покрытие. Но живописные пейзажи, амуры и Психеи очень скоро наскучили. В 1860-х в моду вошли обои-«обманки» — те, что притворяются колоннами, дверьми, драпировками и каминами.

В XX веке стены интерьеров становятся любимым объектом самовыражения художников. На выставке есть экземпляры за подписью пионеров ар-деко: Эмиля Жака Рульманна, кубиста Андре Маре и Леонор Фини.

К экспериментам с рисунками, по которым можно отследить историю искусства от этрусков, и мотивами — от готики к Востоку — добавляются эксперименты с материалами и текстурой. В XX веке бумагу теснят картон, кожа, ткань, металлические материалы. За современную главу выставки отвечают многопрофильные дизайнеры, как, например, Пьеро Форназетти, Жан-Шарль де Кастельбажак, Кристиан Лакруа, или специализирующиеся на интерьерах бюро (Studio Job из Антверпена, Timorous Beasties из Глазго), и в их исполнении обои уже не просто декорация, а искусство. Обои, конечно, как бы им этого ни хотелось, не отменили картины на стенах, но точно заставили их подвинуться.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
5
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+