18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

На излете золотого века культуры

№40
Материал из газеты

Искусствоведы Бернард Беренсон и Кеннет Кларк переписывались 34 года. Сборник их писемстал полноценным рассказом о дружбе и увлечениях, которые они разделяли

В последние годы возрос интерес к фигурам Бернарда Беренсона и Кеннета Кларка, едва ли не самых эрудированных и влиятельных искусствоведов прошлого века, бывших к тому же друзьями.

Они познакомились в 1925 году, причем Кларк был почти на 40 лет младше Беренсона. Позже он завоюет мировую славу благодаря способности обобщать научную информацию в документальном телепроекте Цивилизация на BBC. Выставка, посвященная разносторонней деятельности Кларка, просветителя и историка идей, недавно прошла в Тейт Бритен, где хранится его, открытый для всех интересующихся, личный архив.

Книга My Dear BB (Мой дорогой ББ), изданная Yale University Press, — полный корпус переписки Беренсона и Кларка с 1925 по 1959 год. Текст превосходно отредактировал и прокомментировал Роберт Камминг, адъюнкт Центра Бостонского университета в Лондоне.

Здесь интересны прежде всего сами письма, богатейший источник информации об искусстве, людях и мире.
Корпус писем лишен монотонности разделением на десять глав, каждую из которых предваряет биография корреспондентов в рассматриваемый период и краткая хронология событий. Один из ценнейших элементов книги — 48-страничный «список действующих лиц». Кроме того, в послесловии Камминг дает честную оценку достижениям Кларка и Беренсона и им самим как личностям. И то, что он говорит о спорных аспектах карьеры Беренсона, кажется весьма правдоподобным. Тексты, которые сам Кларк написал о ББ: некролог в газете Sunday Times и развернутая речь, произнесенная им в палаццо Веккьо во Флоренции 7 мая 1960 года, — приведены в приложении. За ними следует именной указатель.

В ранней переписке хорошо заметно, как Кларк и Беренсон в некоторой степени «используют друг друга». Кларк благодарит Беренсона за то, что тот направляет его в научной карьере, и постоянно ищет его советов. Беренсон, в свою очередь, регулярно просит Кларка сообщать ему новости художественного мира и присылать фотографии новых произведений искусства. Но уже к началу Второй мировой их письма полны неподдельной привязанности. В феврале 1939 года Кларк благодарит ББ за недавно оказанное ему во Флоренции гостеприимство и пишет о том, что «поток здравомыслия и учености соединялся [там] с сердечной теплотой, заставив меня ощутить, что я живу в золотой век культуры — на его закате, конечно, но это не делает его менее прекрасным».

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+