18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

На излете золотого века культуры

№40
Материал из газеты

Искусствоведы Бернард Беренсон и Кеннет Кларк переписывались 34 года. Сборник их писемстал полноценным рассказом о дружбе и увлечениях, которые они разделяли

В последние годы возрос интерес к фигурам Бернарда Беренсона и Кеннета Кларка, едва ли не самых эрудированных и влиятельных искусствоведов прошлого века, бывших к тому же друзьями.

Они познакомились в 1925 году, причем Кларк был почти на 40 лет младше Беренсона. Позже он завоюет мировую славу благодаря способности обобщать научную информацию в документальном телепроекте Цивилизация на BBC. Выставка, посвященная разносторонней деятельности Кларка, просветителя и историка идей, недавно прошла в Тейт Бритен, где хранится его, открытый для всех интересующихся, личный архив.

Книга My Dear BB (Мой дорогой ББ), изданная Yale University Press, — полный корпус переписки Беренсона и Кларка с 1925 по 1959 год. Текст превосходно отредактировал и прокомментировал Роберт Камминг, адъюнкт Центра Бостонского университета в Лондоне.

Здесь интересны прежде всего сами письма, богатейший источник информации об искусстве, людях и мире.
Корпус писем лишен монотонности разделением на десять глав, каждую из которых предваряет биография корреспондентов в рассматриваемый период и краткая хронология событий. Один из ценнейших элементов книги — 48-страничный «список действующих лиц». Кроме того, в послесловии Камминг дает честную оценку достижениям Кларка и Беренсона и им самим как личностям. И то, что он говорит о спорных аспектах карьеры Беренсона, кажется весьма правдоподобным. Тексты, которые сам Кларк написал о ББ: некролог в газете Sunday Times и развернутая речь, произнесенная им в палаццо Веккьо во Флоренции 7 мая 1960 года, — приведены в приложении. За ними следует именной указатель.

В ранней переписке хорошо заметно, как Кларк и Беренсон в некоторой степени «используют друг друга». Кларк благодарит Беренсона за то, что тот направляет его в научной карьере, и постоянно ищет его советов. Беренсон, в свою очередь, регулярно просит Кларка сообщать ему новости художественного мира и присылать фотографии новых произведений искусства. Но уже к началу Второй мировой их письма полны неподдельной привязанности. В феврале 1939 года Кларк благодарит ББ за недавно оказанное ему во Флоренции гостеприимство и пишет о том, что «поток здравомыслия и учености соединялся [там] с сердечной теплотой, заставив меня ощутить, что я живу в золотой век культуры — на его закате, конечно, но это не делает его менее прекрасным».

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
4
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
5
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
6
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
7
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
22-я ярмарка современного, классического и ювелирного искусства «Арт Москва» пройдет в Гостином Дворе и покажет галереи и проекты рекордного количества и разнообразия
21.04.2025
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+