Фотобиеннале-2016 посвятили Японии и провинциальной русской фотографии

Ольга Свиблова. Фото предоставлено МАММ
Ольга Свиблова. Фото предоставлено МАММ

Фестиваль «Фотобиеннале-2016», тематически выстроенный вокруг трех основных тем: «Япония», «Вне Москвы и Санкт-Петербурга» и «Идентичность», — открывается в Мультимедиа Арт Музее 10 февраля. Более 40 выставок по традиции пройдут на нескольких площадках: помимо МАММ, это также Манеж, Московский музей современного искусства в Ермолаевом переулке, Государственный музей архитектуры им. Щусева и Усадьба Муравьевых-Апостолов.

«Первая Фотобиеннале состоялась в 1996 году. Тогда я придумала, что мы будем это делать, но было понятно, что это будет стоить всей жизни, и я сомневалась. А потом Константин Эрнст послал меня брать интервью у Анри Картье-Брессона для „Матадора“. Это была такая „миссия агента 007“, потому что он не общался с журналистами к тому моменту уже 15 лет. Картье-Брессон мог влюбить в себя и фотографию даже дерево — я была им совершенно очарована и поняла, что буду делать Фотобиеннале, которая, по сути, началась со странного и сумасшедшего эксперимента», — рассказала TANR директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова.

За эти годы Фотобиеннале, как и чередующаяся с ней биеннале «Мода и стиль в фотографии», стала визитной карточкой МАММ и чуть ли не одним из московских брендов.

Ольга Свиблова отметила, что сейчас важно показать параллельные и взаимодополняющие истории от разных фотографов. Например, Паскаль Кольра хотел дойти до истинной причины гибели деда, а Яна Романова — узнать больше о своей бабушке, зачем и отправилась в Грузию. Результаты их поисков отразили, соответственно, медитативный проект «Суп лисиц» и серия «Швилишвили». На размышления о стилистической идентичности призваны навести проекты «Аркадий Шайхет. Эпизод-4» и «Новая вещественность и индустрия. Визуальный и промышленный дизайн в Германии 1920–30-х годов» Хайна Горни.

Эти проекты можно будет увидеть в МАММ с середины марта, а уже сейчас там демонстрируются выставки «Уездный город Галич (1900–30-е годы) в фотографиях Михаила Смодора» и «Фотографии Российской империи 1860–70-х годов. Вильям Каррик» в развитие темы «Вне Москвы и Санкт-Петербурга», которая будет продолжена проектом «Нестоличная фотография: новокузнецкая школа» с участием Николая Бахарева, Владимира Воробьева и Владимира Соколаева.

Среди звезд Фотобиеннале-2016 — Карен Кнорр с выставкой «Британский стиль. 1970–80-е годы», Анни Лейбовиц с «Календарем Пирелли», а также выпускница Дюссельдорфской академии художеств и ученица Бернда и Хиллы Бехер Кандида Хефер с проектом «Эрмитаж», Стив Фитч с серией Western Landmarks и Хироши Сугимото, чьи работы представлены в коллекции Музея Гуггенхайма, а в Москве с середины февраля можно будет увидеть его выставку «Прошлое и настоящее в трех частях».

Японскую тему раскрывают также экспозиция Осаму Сиихара, который в своих работах последовательно шел от пикториализма к модернизму, и два проекта молодого художника Сунсуке Франсуа Наньо: «Искусство войны. Виртуальная карта Утопии» и «Лес Аокигахара. Земля забвения». Также на выставке «Ассоциации. Хайку и хокку» МАММ покажет часть своей коллекции японской фотографии 1880-х годов, которая появилась в России после русско-японской войны.

В день официального открытия Фотобиеннале-2016, 10 февраля, классик современного искусства Виталий Комар прочтет в Мультимедиа Арт Музее лекцию «Соавторство с животными и их образы в искусстве». В 1980-х годах Комар с Александром Меламидом решили обучить звезду Московского цирка шимпанзе Микки еще одному трюку — фотосъемке, что в итоге вылилось в проект «Москва глазами Микки». Серия в 2013 году была продана на Sotheby’s за £50 тыс., а на выставке можно увидеть фотодокументацию этого легендарного проекта художников-концептуалистов. Таким изящным образом в МАММ решили напомнить о наступлении года Красной огненной обезьяны по восточному календарю.

Самое читаемое:
1
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
Музей русского импрессионизма задумали в 2012 году. Четыре года спустя он обосновался в перестроенном для него здании — и с тех пор не позволяет о себе забывать. Мы поговорили с директором музея об успехах, проблемах и возможных перспективах
11.01.2023
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
2
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
Монументальные панно с исторического здания 1930-х годов сделали центром публичного арт-пространства
12.01.2023
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
3
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
В то время как Русский музей приостановил выдачу экспонатов в свой филиал в испанской Малаге, там впервые выставлена значимая частная коллекция русского искусства, собранная за два десятилетия лондонским предпринимателем Дженни Дуган-Чепмен Грин
19.01.2023
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
4
Роботы и художники: от Александры Экстер до Яёи Кусамы
Робот в обличье японской художницы Яёи Кусамы, пишущий картины в витрине бутика Louis Vuitton в Нью-Йорке, побудил нас вспомнить самые выразительные образы роботов в искусстве
13.01.2023
Роботы и художники: от Александры Экстер до Яёи Кусамы
5
Золотое кольцо неустановленного размера
Туристическому маршруту, а заодно и историко-культурному проекту под названием «Золотое кольцо России» исполнилось 55 лет. Рассказываем, кто его придумал и сколько городов в него входит
17.01.2023
Золотое кольцо неустановленного размера
6
Генрих Шлиман: человек, который во второй раз разрушил Трою
Имя Генриха Шлимана окружено мифами почти так же плотно, как история города, поискам которого он посвятил всю жизнь. Его юбилей отмечают во всем мире
12.01.2023
Генрих Шлиман: человек, который во второй раз разрушил Трою
7
Робот в образе Яёи Кусамы пишет картины в витрине магазина
Концерн LVMH, привлекший к сотрудничеству над коллекцией для Louis Vuitton Яёи Кусаму, стилизовал магазины бренда под миры японской художницы
10.01.2023
Робот в образе Яёи Кусамы пишет картины в витрине магазина
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+