Фотобиеннале-2016 посвятили Японии и провинциальной русской фотографии

Ольга Свиблова. Фото предоставлено МАММ
Ольга Свиблова.
Фото: предоставлено МАММ

Фестиваль «Фотобиеннале-2016», тематически выстроенный вокруг трех основных тем: «Япония», «Вне Москвы и Санкт-Петербурга» и «Идентичность», — открывается в Мультимедиа Арт Музее 10 февраля. Более 40 выставок по традиции пройдут на нескольких площадках: помимо МАММ, это также Манеж, Московский музей современного искусства в Ермолаевом переулке, Государственный музей архитектуры им. Щусева и Усадьба Муравьевых-Апостолов.

«Первая Фотобиеннале состоялась в 1996 году. Тогда я придумала, что мы будем это делать, но было понятно, что это будет стоить всей жизни, и я сомневалась. А потом Константин Эрнст послал меня брать интервью у Анри Картье-Брессона для „Матадора“. Это была такая „миссия агента 007“, потому что он не общался с журналистами к тому моменту уже 15 лет. Картье-Брессон мог влюбить в себя и фотографию даже дерево — я была им совершенно очарована и поняла, что буду делать Фотобиеннале, которая, по сути, началась со странного и сумасшедшего эксперимента», — рассказала TANR директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова.

За эти годы Фотобиеннале, как и чередующаяся с ней биеннале «Мода и стиль в фотографии», стала визитной карточкой МАММ и чуть ли не одним из московских брендов.

Ольга Свиблова отметила, что сейчас важно показать параллельные и взаимодополняющие истории от разных фотографов. Например, Паскаль Кольра хотел дойти до истинной причины гибели деда, а Яна Романова — узнать больше о своей бабушке, зачем и отправилась в Грузию. Результаты их поисков отразили, соответственно, медитативный проект «Суп лисиц» и серия «Швилишвили». На размышления о стилистической идентичности призваны навести проекты «Аркадий Шайхет. Эпизод-4» и «Новая вещественность и индустрия. Визуальный и промышленный дизайн в Германии 1920–30-х годов» Хайна Горни.

Эти проекты можно будет увидеть в МАММ с середины марта, а уже сейчас там демонстрируются выставки «Уездный город Галич (1900–30-е годы) в фотографиях Михаила Смодора» и «Фотографии Российской империи 1860–70-х годов. Вильям Каррик» в развитие темы «Вне Москвы и Санкт-Петербурга», которая будет продолжена проектом «Нестоличная фотография: новокузнецкая школа» с участием Николая Бахарева, Владимира Воробьева и Владимира Соколаева.

Среди звезд Фотобиеннале-2016 — Карен Кнорр с выставкой «Британский стиль. 1970–80-е годы», Анни Лейбовиц с «Календарем Пирелли», а также выпускница Дюссельдорфской академии художеств и ученица Бернда и Хиллы Бехер Кандида Хефер с проектом «Эрмитаж», Стив Фитч с серией Western Landmarks и Хироши Сугимото, чьи работы представлены в коллекции Музея Гуггенхайма, а в Москве с середины февраля можно будет увидеть его выставку «Прошлое и настоящее в трех частях».

Японскую тему раскрывают также экспозиция Осаму Сиихара, который в своих работах последовательно шел от пикториализма к модернизму, и два проекта молодого художника Сунсуке Франсуа Наньо: «Искусство войны. Виртуальная карта Утопии» и «Лес Аокигахара. Земля забвения». Также на выставке «Ассоциации. Хайку и хокку» МАММ покажет часть своей коллекции японской фотографии 1880-х годов, которая появилась в России после русско-японской войны.

В день официального открытия Фотобиеннале-2016, 10 февраля, классик современного искусства Виталий Комар прочтет в Мультимедиа Арт Музее лекцию «Соавторство с животными и их образы в искусстве». В 1980-х годах Комар с Александром Меламидом решили обучить звезду Московского цирка шимпанзе Микки еще одному трюку — фотосъемке, что в итоге вылилось в проект «Москва глазами Микки». Серия в 2013 году была продана на Sotheby’s за £50 тыс., а на выставке можно увидеть фотодокументацию этого легендарного проекта художников-концептуалистов. Таким изящным образом в МАММ решили напомнить о наступлении года Красной огненной обезьяны по восточному календарю.

Самое читаемое:
1
Третьяковка перевесила ХХ век по-новому
В залах на Крымском Валу представили новую экспозицию отечественного искусства XX–XXI веков
07.06.2021
Третьяковка перевесила ХХ век по-новому
2
Андрей Малахов: «Других таких публичных коллекционеров современного искусства нет»
Телезвезда, ведущий популярных ток-шоу Андрей Малахов рассказал нам о своей коллекции современного искусства, опыте аукциониста, художниках, с которыми интересно, и о мечте превратить родной город Апатиты в тотальный арт-объект
09.06.2021
Андрей Малахов: «Других таких публичных коллекционеров современного искусства нет»
3
Дело Юлии Цветковой продолжается
Проходят судебные слушания по делу Юлии Цветковой. В ее защиту выступили многие художники и люди искусства
08.06.2021
Дело Юлии Цветковой продолжается
4
Сущность русского исторического жанра демонстрируют в Третьяковке
Выставка к 800-летию Александра Невского в Западном крыле Третьяковки собрала все хрестоматийные исторические картины, созданные за два века классической русской живописи
23.06.2021
Сущность русского исторического жанра демонстрируют в Третьяковке
5
Выставочный дизайн: прорывы и риски
«Мечты о свободе» в Третьяковке, графика Дюрера в Историческом музее и другие выставки: что сегодня происходит в музейном выставочном дизайне, чего следует ждать и чего опасаться
10.06.2021
Выставочный дизайн: прорывы и риски
6
Культура на природе: музейные фестивали в июне
Рассказываем, как провести начало лета с удовольствием. Музеи-усадьбы, парки и просто зеленые лужайки, где в первый летний месяц пройдут культурные мероприятия
04.06.2021
Культура на природе: музейные фестивали в июне
7
Русские торги в Лондоне принесли более £25 млн
Самым дорогим произведением классического искусства русской недели торгов в Лондоне стал «Лунный свет над Днепром» Ивана Айвазовского, а современного — «Небосвод» Эрика Булатова
11.06.2021
Русские торги в Лондоне принесли более £25 млн
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+