18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Феликс Валлоттон: под маской холодного эстета порой бушевали нешуточные страсти

Не успев открыть ретроспективу Жоржа Брака, Гран-пале уже подготовил новый блокбастер — выставку французского художника швейцарского происхождения Феликса Валлоттона (1865–1925). В ее названии — «Огонь подо льдом» — запрятана концептуальная задумка целой группы кураторов (Ги Кожеваль, президент музеев Орсе и Оранжери, Изабель Кан, главная хранительница Музея Орсе, Марина Дюрсей и Катья Полетти из Фонда Феликса Валлоттона в Лозанне), решивших, что рассказывать о Валлоттоне в привычных категориях «родился в Лозанне, учился в парижской Академии Жюлиана, сблизился с художниками «Наби» и в 1890 году, когда ему еще не было и 30 лет, прославился своими ксилографиями» как-то неправильно. Взамен они предложили интригующий сюжет. Идея заключалась в следующем: совмещение двух стихий в названии лучше всего передает напряженность, свойственную творчеству художника, — идет ли речь о его гравюрах, живописи или литературных экспериментах. Столкновение взаимоисключающего зрители должны ощутить буквально физически. И чтобы форма не расходилась с содержанием, а усиливала эффект, для гравюр, портретов, ню, пейзажей и натюрмортов Валлоттона выстроили специальные декорации. Два просторных коридора, по ходу которых меняется геометрия залов, и два доминирующих цвета — мышиный серый и насыщенный красный — также вступают в драматическое противостояние.

Более 150 работ Валлоттона распределили на десять тематических блоков, где спутаны годы и жанры, но отчетливо вырисовывается упрямый путь художника к формированию своего стиля. «Идеализм и чистоту линий», присущие Валлоттону на протяжении всей жизни, впервые подметил его биограф Юлиус Мейер-Грефе, написавший в 1898 году: «Он состоит на службе у прямых линий, потому что они выражают его чувства». В ранних портретах 1880-х годов, в частности в Автопортрете 20-летнего (1885), Валлоттон с ученической прилежностью подражает немецким гравюрам Возрождения. В коричневых, зеленых, черных оттенках, в выхваченных светлым бликом лицах узнается и Дюрер, и Гольбейн. Эта работа спустя десять лет станет первой, попавшей в частную коллекцию. Валлоттона наконецто начали покупать. Его «плоская перспектива», так же, как линии, перекочевала на холсты из гравюр. В пейзажах Валлоттона, долгое время непривычных для парижской публики, пространство сжимается, а большие формы доминируют над деталями. Это один из ключевых моментов его стиля, узнаваемый как в меланхоличных пейзажах, так и в бодрых графических листах. Раздел Насилие черной точки как раз рассказывает о гравюрах и литографиях. Именно с этими черно-белыми работами, не имеющими эквивалента во французской графике, прежде всего ассоциируется имя Валлоттона. Первыми героями гравюр он выбирал своих кумиров — писателей и музыкантов. Нашлось здесь место и нашим Герцену с Достоевским. Тревожность, о которой говорили кураторы, особенно ощущается в пейзажах. Над альпийскими холмами, над морской гладью непременно повисает черное солнце, та самая «черная точка».

С 1897 года Валлоттон начал серию гротескных зарисовок из жизни буржуазии. Они объединены в блок Отказ и обман. Ножкам парижских мадам и мадемуазель художник уделяет внимания не меньше, чем ножкам кресел, перемешивая жен и покровителей, мужей и любовниц, превращая все в одну любовную историю, прекрасную в своей фальши. Серия Интимность (1899) совпала по времени с переменами в личной жизни художника. В это время он расстается со своей музой Элен Шатено и женится на Габриэль Родригес Энрикес из семьи известных торговцев живописью. Героини Интимности — женщины из его нового окружения: хитрые, расчетливые, кровожадные и ненасытные. Порок и соблазн всегда манили Валлоттона. «Мне нравится состояние неосознанной порочности», — признавался он в письмах и расписывался в этой слабости своими картинами. В разделе Двойной женственности — работы, где опять же женщины, но, какие их связывают отношения, остается только гадать (Больная, 1892; Обнаженные с кошками, 1897–1898). Так же, как в картине Купания летним вечером (1892–1893), вызвавшей немало насмешек на первом показе на Салоне независимых в 1893 году. Она всегда считалась парафразом Фонтана молодости Лукаса Кранаха. Однако Валлотон только удивлялся сравнениям, потому что у него купальщицы представляли собирательный образ женщины — наивной и извращенной, соблазнительной и коварной. С начала XX века он полностью посвятил себя живописи. К гравюрам вернулся лишь однажды, в Первую мировую, выпустив альбом ксилографий Это война! (1915–1916). Так все же, гравер или художник? Ответ — в названии выставки. Для Феликса Валлоттона художественные стихии вовсе не стали взаимоисключающими.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+