18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Искусство спешно вывозят из Германии, пока новый закон не запретил

№40
Материал из газеты

Коллекционеры уже перевезли в Бельгию немецкого искусства на €100 млн

Новый законопроект, призванный препятствовать вывозу из Германии ее национального достояния, обернулся прямо противоположным тому, чего хотели добиться разработчики. Похоже, коллекционеры заблаговременно начали массово продавать или вывозить важные произведения искусства за границу.

В конце ноября кельнский аукционный дом Lempertz выставил на продажу пять работ немецкого экспрессиониста Августа Маке. По словам владельца Lempertz Хенрика Ханштайна, это прямое следствие нового законопроекта. Наследники художника приняли решение выставить полотна на продажу, говорит Ханштайн, поскольку картины могли бы потерять «две трети своей стоимости», если бы попали в список произведений, признанных национальным достоянием. По его оценке, на сегодняшний день в Бельгию из Германии переехало искусства на €100 млн. «Представители властей рыдали бы, если бы только знали, сколько произведений искусства уже вывезено из страны, — говорит Роберт Кеттерер, владелец немецкого аукционного дома Ketterer Kunst. — Среди коллекционеров, в собственности которых находятся вещи, попадающие в какую-либо из категорий нового закона, нет никого, кто бы не подумывал о том, чтобы вывезти их из Германии. Я знаю это очень хорошо: я слышу такие разговоры каждый день».

Проект нового закона о культурной собственности был опубликован 1 октября. Предыдущие его версии, которые из-за утечки информации из ведомства министра культуры Германии Моники Грюттерс стали достоянием общественности летом 2015 года, уже вызвали волну протестов со стороны предпринимателей, специализирующихся на искусстве. Цель этого законопроекта — не только уменьшить объем нелегального импорта древностей в Германию, но и ужесточить контроль за экспортом произведений искусства. По новому закону для вывоза любого произведения старше 70 лет и стоимостью выше €300 тыс. потребуется официальное разрешение, даже в пределах Европейского Союза. Разрешения на вывоз работ, признанных национальным достоянием, выдаваться не будут. Однако, в отличие от других крупных европейских стран, в Германии владельцам этих вещей государство не намерено предлагать сумму, эквивалентную той, которую готов заплатить за них зарубежный покупатель, и именно это обстоятельство является камнем преткновения.

«Частные коллекционеры крайне обеспокоены, даже несмотря на то, что закон еще не принят, — замечает Ханштайн. — Я лично не стал бы покупать Тернера в Англии, если бы не мог вывезти его».

Председатель Комитета по культуре и СМИ германского парламента Зигмунд Эрманн, принимавший участие в разработке законопроекта, говорит, что торговля искусством в Германии — «процветающая индустрия» и что этому способствует и международная торговля. По его словам, то, в какой мере разрабатываемый закон поспособствовал перемещению культурных ценностей в другие европейские страны, «невозможно оценить точно», но «эти опасения», уверяет он, «кажутся преувеличенными».

В ноябре 2015 года законопроект получил одобрение федерального правительства Германии, следующий шаг — обсуждение в парламенте. Ожидается, что закон о культурной собственности будет принят этой весной.

Самое читаемое:
1
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
2
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
3
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
4
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
5
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
6
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
7
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+