18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Искусство спешно вывозят из Германии, пока новый закон не запретил

№40
Материал из газеты

Коллекционеры уже перевезли в Бельгию немецкого искусства на €100 млн

Новый законопроект, призванный препятствовать вывозу из Германии ее национального достояния, обернулся прямо противоположным тому, чего хотели добиться разработчики. Похоже, коллекционеры заблаговременно начали массово продавать или вывозить важные произведения искусства за границу.

В конце ноября кельнский аукционный дом Lempertz выставил на продажу пять работ немецкого экспрессиониста Августа Маке. По словам владельца Lempertz Хенрика Ханштайна, это прямое следствие нового законопроекта. Наследники художника приняли решение выставить полотна на продажу, говорит Ханштайн, поскольку картины могли бы потерять «две трети своей стоимости», если бы попали в список произведений, признанных национальным достоянием. По его оценке, на сегодняшний день в Бельгию из Германии переехало искусства на €100 млн. «Представители властей рыдали бы, если бы только знали, сколько произведений искусства уже вывезено из страны, — говорит Роберт Кеттерер, владелец немецкого аукционного дома Ketterer Kunst. — Среди коллекционеров, в собственности которых находятся вещи, попадающие в какую-либо из категорий нового закона, нет никого, кто бы не подумывал о том, чтобы вывезти их из Германии. Я знаю это очень хорошо: я слышу такие разговоры каждый день».

Проект нового закона о культурной собственности был опубликован 1 октября. Предыдущие его версии, которые из-за утечки информации из ведомства министра культуры Германии Моники Грюттерс стали достоянием общественности летом 2015 года, уже вызвали волну протестов со стороны предпринимателей, специализирующихся на искусстве. Цель этого законопроекта — не только уменьшить объем нелегального импорта древностей в Германию, но и ужесточить контроль за экспортом произведений искусства. По новому закону для вывоза любого произведения старше 70 лет и стоимостью выше €300 тыс. потребуется официальное разрешение, даже в пределах Европейского Союза. Разрешения на вывоз работ, признанных национальным достоянием, выдаваться не будут. Однако, в отличие от других крупных европейских стран, в Германии владельцам этих вещей государство не намерено предлагать сумму, эквивалентную той, которую готов заплатить за них зарубежный покупатель, и именно это обстоятельство является камнем преткновения.

«Частные коллекционеры крайне обеспокоены, даже несмотря на то, что закон еще не принят, — замечает Ханштайн. — Я лично не стал бы покупать Тернера в Англии, если бы не мог вывезти его».

Председатель Комитета по культуре и СМИ германского парламента Зигмунд Эрманн, принимавший участие в разработке законопроекта, говорит, что торговля искусством в Германии — «процветающая индустрия» и что этому способствует и международная торговля. По его словам, то, в какой мере разрабатываемый закон поспособствовал перемещению культурных ценностей в другие европейские страны, «невозможно оценить точно», но «эти опасения», уверяет он, «кажутся преувеличенными».

В ноябре 2015 года законопроект получил одобрение федерального правительства Германии, следующий шаг — обсуждение в парламенте. Ожидается, что закон о культурной собственности будет принят этой весной.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
4
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
5
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
6
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
7
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
22-я ярмарка современного, классического и ювелирного искусства «Арт Москва» пройдет в Гостином Дворе и покажет галереи и проекты рекордного количества и разнообразия
21.04.2025
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+