Шкура белого медведя как доказательство подлинности картины Поллока

Волос, найденный на картине, возможно, со шкуры белого медведя из студии художника
Волос, найденный на картине, возможно, со шкуры белого медведя из студии художника

Проведена судебно-медицинская экспертиза полотна, принадлежавшего любовнице художника.

Наследники художницы Рут Клигман, любовницы Джексона Поллока, вновь пытаются продать принадлежащую им картину как произведение покойного абстракциониста. Вооружившись результатами новой экспертно-криминалистической экспертизы, попечители приглашают кураторов, коллекционеров, искусствоведов и художников посмотреть работу.

«Было бы идеально, если бы [покупателем] стал музей, — говорит куратор Лиза Айвориан-Джонс, которая занимается наследием Клигман, — или тот, кто тесно связан с музеем, кто не вывозил бы работу из Нью-Йорка».

Клигман скончалась в 2010 году; последние десятилетия своей жизни она пыталась убедить мир искусства в том, что картина под названием «Красный, черный и серебряный» была написана для нее Поллоком всего за несколько недель до роковой автокатастрофы в 1956 году. Однако вдова художника Ли Краснер, а также совет, обладающий правом проводить атрибуцию произведений художника, наотрез отказывались признать подлинность работы.

В 2012 году наследники Клигман пытались продать ее через Phillips de Pury в Нью-Йорке, но аукционный дом снял полотно с торгов, чтобы дождаться окончательных результатов исследования. Тогда в 2013 году они обратились к эксперту-криминалисту Николасу Петрако.

«Я расследовал это дело так же, как убийства», — рассказывает он. Эксперт обнаружил на полотне волос, который, как оказалось, принадлежал белому медведю. Это дало основания полагать, что работа была создана в студии Поллока в Ист-Хэмптоне: художник клал свои картины на пол, где как раз лежала шкура белого медведя.

Дэви Франкель и Джонатан Крамер, попечители имущества Клигман, вместе с Айвориан-Джонс решили собрать все доказательства подлинности картины за несколько лет, в том числе письмо арт-дилера Лео Кастелли от 1995 года, где была фраза: «Похоже, картина соответствует уровню мастерства Джексона».

В то же время Рональд Спенсер, правовой консультант и юрист Фонда Поллока — Краснер, настроен весьма скептически. «Им нужно заручиться поддержкой авторитетных экспертов и специалистов, что последние 20 лет наследникам сделать так и не удалось. Не думаю, что у них это получится сейчас», — заявил он.

Петрако возражает. Он верит в силу судебно-медицинской экспертизы, которая может помочь историко-художественному исследованию. «Это действительно совершенно новый метод решения проблем атрибуции, — уверен он, добавляя, что любая вражда, которая, возможно, имела место между супругой Поллока и его любовницей, теперь должна отойти на второй план. — Жена умерла. Теперь пишется история искусства».

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
5
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
6
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
7
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+