18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

«В ресторане» свидетелю не понравилось

В Петербурге продолжается судебный процесс по делу Елены Баснер: известный искусствовед обвиняется в продаже поддельной работы Бориса Григорьева «В ресторане» коллекционеру Андрею Васильеву. В самом конце прошлого и в начале наступившего года в Дзержинском районном суде состоялось два заседания, на которые по ходатайству обвинения вызвали двух новых свидетелей.

22 декабря была допрошена Людмила Тимофеева — внучка коллекционера Николая Тимофеева, бывшего главного психиатра Ленинградского военного округа в чине генерал-майора, отчего его собрание, в котором было много работ Бориса Григорьева и Николая Калмакова, часто именуется «коллекцией генерала Тимофеева». Именно о ней подумала Елена Баснер, когда Михаил Аронсон описывал предлагавшуюся им как произведение Бориса Григорьева работу «В ресторане» словами «происходит из старой и разделенной петербургской коллекции» (после смерти Тимофеева в 1978 году его собрание было разделено между родственниками и постепенно распродано полностью).

По словам свидетельницы, в конце 1990-х годов Елена Баснер четыре-пять раз приходила в квартиру семьи Тимофеевых с покупателями, заинтересованными в работах Бориса Григорьева и Николая Калмакова, которые предлагались к продаже. Как вспоминает Людмила Тимофеева, цена на произведения составляла от $3 тыс. до $12 тыс. (при курсе примерно в 25 руб. за $1), тогда из собрания было продано около десяти работ Григорьева различного размера, и речь о денежном вознаграждении Баснер со стороны продавца не шла (как в случае продажи картины «В ресторане», когда выступавший покупателем Леонид Шумаков вручил ей после удачной сделки $50 тыс. в знак благодарности).

Несмотря на все наводящие вопросы обвинения, свидетельница, которая, как и ее дед, является профессиональным психиатром, о произведениях Григорьева смогла сообщить немного. В свое время она мало интересовалась деталями продажи работ и, по ее словам, не пыталась узнать об их дальнейшей судьбе. Когда был предъявлен «вещдок» — приобретенная Андреем Васильевым работа «В ресторане», она уверенно заявила, что такой картины у Тимофеева не было, хотя подобный сюжет встречается во многих произведениях художника, в том числе тех, что были в его коллекции.

11 января в качестве дополнительного свидетеля в суд был вызван Александр Кузнецов — консультант аукционного дома MаcDougall’s по искусству первой половины XX века с 10-летним стажем, специалист по искусству Павла Челищева. Первая часть его допроса стала живым и подробным рассказом о специфике экспертной работы искусствоведа, хотя формально Александр Кузнецов не является лицензированным экспертом. Затем в суде в очередной раз была продемонстрирована злополучная «В ресторане». Свидетель увидел эту работу еще в 2010 году на выставке «Парижачьи» в галерее «Наши художники». Отвечая на просьбу прокурора, он попытался провести в зале суда тот самый визуальный «знаточеский» анализ, об уязвимости которого не раз говорилось на предыдущих заседаниях. По словам Кузнецова, картина не понравилась ему еще на выставке в галерее Натальи Курниковой, в особенности предварительный карандашный рисунок, «некоторые куски и общее настроение работы». В итоге он твердо заключил, что это очевидная подделка, хотя затем не раз подчеркнул исключительную субъективность собственной оценки. Судья отказалась извлечь произведение из-под стекла, чтобы свидетель мог подробно рассмотреть его, поскольку в деле имеется однозначный результат нескольких экспертиз. Отвечая на встречные вопросы Елены Баснер, Кузнецов признался, что следит за делом и читает статьи, освещающие процесс, например о сомнительности подготовительного рисунка он неоднократно слышал. Как резонно считает адвокат Баснер, мнение свидетеля обвинения, сформированное под влиянием публикаций в СМИ, не является беспристрастным.

Следующее заседание суда состоится 18 января. Кроме того, в конце месяца должны стать известны результаты дополнительной экспертизы компьютеров Елены Баснер.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
4
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
5
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Марокканский период, не столь уж и долгий — всего несколько месяцев в общей сложности, сделал Анри Матисса именно тем художником, которого впоследствии узнал и запомнил весь мир. В книге Джеффа Кёлера в подробностях рассказано о том, как это было
29.08.2025
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+