18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Скульптор, работай резцом и оставь карандаш

Микеланджело. Эскиз к «Пьете». 1540
Микеланджело. Эскиз к «Пьете». 1540

Большинство скульпторов эпохи Возрождения не были великими рисовальщиками.

«Донателло, Микеланджело, Челлини» в Музее Изабеллы Стюарт-Гарднер в Бостоне стала первой в истории выставкой, посвященной рисункам скульпторов. Идею выставки 2014 года и каталога Donatello, Michelangelo, Cellini: Sculptors’ Drawings from Renaissance Italy (Донателло, Микеланджело, Челлини: рисунки скульпторов итальянского Возрождения), по-видимому, подсказал хранящийся в этом музее автопортрет маслом в полный рост Баччо Бандинелли. На нем он изобразил себя с выполненным сангиной крупным эскизом своей скульптурной группы Геракл и Какус. Бандинелли считается самым плодовитым скульптором-рисовальщиком Ренессанса. Из более 4 тыс. известных нам листов его авторства в Бостоне было представлено семь — больше, чем кого-либо еще. Действительно, как отмечает Джорджо Вазари, Бандинелли прославился прежде всего эскизами. Искусствовед Линда Вок-Саймон дает великолепный очерк его карьеры в области живописи, скульптуры и рисунка.

Бенвенуто Челлини. «Сатир». 1544–1545
Бенвенуто Челлини. «Сатир». 1544–1545

Но эскизы Бандинелли, скорее, исключение из правила: дошедшая до нас графика скульпторов — представителей итальянской готики и Ренессанса крайне немногочисленна. Среди ее образцов, представленных в книге и относящихся к XVI веку, есть ряд важнейших скульптурных заказов того времени. Например, принадлежащий Метрополитен-музею Эскиз гробницы папы Юлия II Микеланджело, который искусствовед Кармен Бамбах предлагает датировать 1505–1506 годом.

Эскизы Бенвенуто Челлини — большая редкость, всего их в мире насчитывается чуть больше десятка. Знаменитый Сатир, ранее находившийся в коллекции Вуднера, — великолепное изображение работы, заказанной скульптору во время его пребывания во Франции. В целом же, по словам историка искусства Детлева Хайкампа, «Челлини, как и многие скульпторы XVI века, не был хорошим рисовальщиком».

В каталог включено 47 статей 25 исследователей. Диапазон их научных интересов охватывает произведения и других видов изобразительного искусства. В их числе, скажем, терракотовая женская фигурка, с осторожностью приписываемая Микеланджело. Бронзовый рельеф, связанный с эскизом его же Пьеты (и находящимся теперь в Музее Изабеллы Стюарт-Гарднер), который Микеланджело подарил Виттории Колонна. Бронзовая статуэтка Челлини из Музея Гетти. Его же бронзовый рельеф Персей из Барджелло. Еще два металлических рельефа, основанных на композиции Гильельмо делла Порта. Гравюра и два барочных эскиза Альгарди и Бернини, выступающих здесь в роли «своего рода исследовательского эпилога».

Отмечу яркое введение, написанное Майклом Коулом, статью Давиде Гаспаротто о ювелирах и их эскизах, эссе Алины Пейн, посвященное эскизу в работе скульпторов и архитекторов, а также исследование Оливера Тостманна о картинах скульпторов, на которых изображены рисунки. Любопытным примером последних служит весьма точное изображение Джамболоньи, которое Хейко Дамм приписывает Пьетро Кандидо. Помимо прочего, эта картина подводит итог множества поднятых в книге тем: например, о повышении в Италии XVI века социального статуса скульптора или же о различии между физической стороной создания скульптуры и более возвышенной, связанной с вдохновением.

Несколько скульптурных работ раннего Возрождения из флорентийского Музея дель Опера ди Санта-Мария дель Фьоре побывали в начале прошлого года в Нью-Йорке на выставке Скульптура в эпоху Донателло в Музее библейского искусства. Ее каталог Sculpture in the Age of Donatello: Renaissance Masterpieces from Florence Cathedral (Скульптура в эпоху Донателло: Шедевры эпохи Возрождения во Флорентийском соборе) вышел под редакцией выдающегося искусствоведа Тимоти Вердона, директора Музея дель Опера дель Дуомо, и Даниеля Дзолли, докторанта Гарвардского университета и специалиста по Донателло, раннее творчество которого связано именно с главным флорентийским храмом.

Каталог заслуживает высочайших похвал: за выбор предмета исследования, за эссе и статьи, а также за фотографии Антонио Кваттроне, сделанные специально для этого издания. Его снимки не только интересно рассматривать — они могут помочь историкам искусства в атрибуции и описании шедевров, включенных в экспозицию.

Исторические предпосылки для развития искусства эпохи Возрождения, ярчайшими представителями которого являются Донателло и Лоренцо Гиберти, мастерски описаны Вердоном в статье, открывающей книгу. Это замечательный рассказ о ключевом моменте в истории скульптуры, сопровождаемый множеством отсылок к Писанию. А серьезное исследование творчества Гиберти, в особенности его рельефов северных и восточных дверей («Врат рая») Флорентийского баптистерия, принадлежит Эйми Блох, у которой скоро выйдет книга, посвященная этому итальянскому мастеру.

Donatello, Michelangelo, Cellini: Sculptors’ Drawings from Renaissance Italy / Michael W. Cole, ed. Paul Holberton Publishing. 256 с. £35, €45, $60. На английском языке

Sculpture in the Age of Donatello: Renaissance Masterpieces from Florence Cathedral / Timothy Verdon and Daniel M. Zolli, eds. D. Giles, Ltd. 200 с. £30. На английском языке

Самое читаемое:
1
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
Памятник советского модернизма 1980-х годов, открытый в Москве после реконструкции, несмотря на заявления властей о «воссоздании», оказался далек от оригинала, говорят его создатели — скульпторы Салават Щербаков и Борис Орлов
12.05.2023
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
2
Рейтинг посещаемости российских музеев за 2022 год: топ-50
Мы публикуем рейтинги посещаемости российских музеев ежегодно начиная с 2013-го и воспринимаем их как статистическое отражение реальной ситуации в музейной сфере. Для наших музеев 2022 год оказался не худшим
04.05.2023
Рейтинг посещаемости российских музеев за 2022 год: топ-50
3
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
Представитель РПЦ допустил возможность отсрочки перемещения иконы до того момента, как будет создана защитная капсула, при этом за последние месяцы количество проблемных участков на иконе увеличилось до 71
24.05.2023
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
4
Рейтинг посещаемости российских художественных выставок за 2022 год: топ-50
Топ-50 самых популярных российских выставок за 2022 год составлен на основании опроса, проведенного нашей редакцией. Во внимание принимались только художественные выставки или те, что содержали художественную составляющую
04.05.2023
Рейтинг посещаемости российских художественных выставок за 2022 год: топ-50
5
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
Президентом РФ Владимиром Путиным принято решение о возвращении РПЦ иконы «Троица», написанной Андреем Рублевым. Накануне Государственный Эрмитаж дал согласие соединить раку, гробницу и мощи святого на территории Александро-Невской лавры
15.05.2023
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
6
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
Маргарет Мейтленд, исследовательница древней культуры долины Нила, обнаружила прямую связь музейной статуи с жителями целой деревни мастеров, специализировавшихся на создании гробниц для правителей страны
23.05.2023
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
7
Музейный рейтинг, обратная связь: ни к старому, ни к новому, а к приемлемому
Приоритеты, тренды, активности и другие перспективные формы работы отечественных музеев — в нашем обзоре
04.05.2023
Музейный рейтинг, обратная связь: ни к старому, ни к новому, а к приемлемому
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+