18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Вся правда восьмидесятника Табенкина. Суровая, но без пафоса

За Львом Табенкиным закрепилось определение «молодой художник 1980-х», хотя живописцу уже исполнилось 63 года. В иерархии, которую придумали «левомосховские» искусствоведы и адепты неофициального искусства и над которой Табенкин нередко подтрунивает в своих работах, его так и относят к восьмидесятникам. По аналогии: коли заявил о себе как «суровостилец» в 1960-е, то ты шестидесятник, коли в 1970-е увлекался метафорами и театрализацией, то семидесятник.

Разумеется, эти определения отдают некоторым сектантством, но какие-то отправные точки для понимания алгоритмов нашего искусства они задают. Только вот восьмидесятников так просто не аттестуешь. Можно лишь сказать, что как финальный аккорд советского (в данном случае левого) искусства они вобрали в себя много от предшествовавших поколений. Лев Табенкин начинал в 1980-е как последователь «сурового стиля» (и в какой-то мере своего отца, шестидесятника Ильи Табенкина). Но камерно, без шестидесятнического пафоса. Животрепещущие проблемы социума он показывал через быт — депрессивные сцены на рынке, в метро, в скучном сером интерьере. Ответом на вопросы дня у него было молчание, правда очень серьезное, даже хмурое. В том числе по цвету.

Насупленный и серьезный художник в середине 1980-х предстал героем советской арт-фронды и потому участником всех видных молодежных выставок того времени. А знаменательный для местного искусства московский аукцион Sotheby’s 1988 года, где в основном продавались русские авангардисты и неофициальные художники 1960–1970-х, поставил на творчестве Табенкина восклицательный знак. Правда, временно.

В перестроечные годы многие художники разбрелись по городам и весям западного мира. Экспрессионизмом наших восьмидесятников больше всего заинтересовались в Германии и в странах Бенилюкса. Ряд вещей Табенкина, представленных на нынешней выставке, как раз и происходит из Германии. И показывается впервые.

Чтобы представить себе мир Льва Табенкина ­1990-х годов, нужно вообразить себе вангоговских Едоков картофеля, которые вдруг пошли гулять по московским базарам и улочкам, по барахолкам и полустанкам. Правда, все это пересказано ими как бы косноязычным и неуклюжим образом. Илья Табенкин уверен, что грубость и неотесанность — синонимы правды. На выставке Время говорить это можно будет проверить. 

Лев Табенкин. Время говорить.
Галерея Art Story. 26 ноября - 24 января

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+