Вся правда восьмидесятника Табенкина. Суровая, но без пафоса

Лев Табенкин. На рынке. 1983. Холст, масло. 110 х 130 / Галерея ART STORY
Лев Табенкин. На рынке. 1983. Холст, масло. 110 х 130 / Галерея ART STORY

За Львом Табенкиным закрепилось определение «молодой художник 1980-х», хотя живописцу уже исполнилось 63 года. В иерархии, которую придумали «левомосховские» искусствоведы и адепты неофициального искусства и над которой Табенкин нередко подтрунивает в своих работах, его так и относят к восьмидесятникам. По аналогии: коли заявил о себе как «суровостилец» в 1960-е, то ты шестидесятник, коли в 1970-е увлекался метафорами и театрализацией, то семидесятник.

Разумеется, эти определения отдают некоторым сектантством, но какие-то отправные точки для понимания алгоритмов нашего искусства они задают. Только вот восьмидесятников так просто не аттестуешь. Можно лишь сказать, что как финальный аккорд советского (в данном случае левого) искусства они вобрали в себя много от предшествовавших поколений. Лев Табенкин начинал в 1980-е как последователь «сурового стиля» (и в какой-то мере своего отца, шестидесятника Ильи Табенкина). Но камерно, без шестидесятнического пафоса. Животрепещущие проблемы социума он показывал через быт — депрессивные сцены на рынке, в метро, в скучном сером интерьере. Ответом на вопросы дня у него было молчание, правда очень серьезное, даже хмурое. В том числе по цвету.

Насупленный и серьезный художник в середине 1980-х предстал героем советской арт-фронды и потому участником всех видных молодежных выставок того времени. А знаменательный для местного искусства московский аукцион Sotheby’s 1988 года, где в основном продавались русские авангардисты и неофициальные художники 1960–1970-х, поставил на творчестве Табенкина восклицательный знак. Правда, временно.

В перестроечные годы многие художники разбрелись по городам и весям западного мира. Экспрессионизмом наших восьмидесятников больше всего заинтересовались в Германии и в странах Бенилюкса. Ряд вещей Табенкина, представленных на нынешней выставке, как раз и происходит из Германии. И показывается впервые.

Чтобы представить себе мир Льва Табенкина ­1990-х годов, нужно вообразить себе вангоговских Едоков картофеля, которые вдруг пошли гулять по московским базарам и улочкам, по барахолкам и полустанкам. Правда, все это пересказано ими как бы косноязычным и неуклюжим образом. Илья Табенкин уверен, что грубость и неотесанность — синонимы правды. На выставке Время говорить это можно будет проверить. 

Лев Табенкин. Время говорить.
Галерея Art Story. 26 ноября - 24 января

Самое читаемое:
1
Генрих Семирадский и античная красота: выставка в Третьяковке
Очередная крупная выставка в Государственной Третьяковской галерее расскажет о полузабытом академисте и любви XIX века к античности, а также о том, насколько эта любовь остается стойкой и в наши дни
26.04.2022
Генрих Семирадский и античная красота: выставка в Третьяковке
2
Море уничтожает любимую церковь импрессионистов
Любимая импрессионистами церковь Сен-Валери в Нормандии, которую писал Клод Моне и рядом с которой похоронен Жорж Брак, рискует соскользнуть в море: меловые скалы неумолимо осыпаются
26.04.2022
Море уничтожает любимую церковь импрессионистов
3
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
Транспортировка из Франции 167 работ из собраний четырех ведущих музеев Москвы и Петербурга — Государственного Эрмитажа, Третьяковской галереи, ГМИИ им. А.С.Пушкина и Русского музея — заняла почти 20 дней
05.05.2022
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
4
Кошмары и грезы Венецианской биеннале
Что привлекает особое внимание на начавшей работу 59-й Венецианской биеннале современного искусства? Cвоими впечатлениями делится московская галеристка и куратор Елена Крылова, побывавшая на открытии
27.04.2022
Кошмары и грезы Венецианской биеннале
5
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
Мнениями о текущем состоянии российского арт-рынка и его перспективах поделились крупные московские и петербургские антиквары, галеристы и представители аукционного бизнеса
06.05.2022
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
6
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
Серия аукционов искусства ХХ–ХХI веков Christie’s в Нью-Йорке принесла аукционному дому $420,9 млн и 18 новых рекордов цен на современных художников. В торгах участвовали покупатели из 29 стран, 2,3 млн зрителей со всего мира следили за ходом аукционов онлайн
11.05.2022
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
7
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
Приятное нововведение коснется только учреждений, подведомственных московскому департаменту культуры. Посетителям федеральных музеев и музеев-заповедников придется остаться трезвыми
12.05.2022
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+