18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Граненого стакана на выставке не будет, так как это миф»

Сегодня в Музейно-выставочном объединении «Манеж» открывается выставка «Рабочий и колхозница. Личное дело». Что на ней можно увидеть, будет ли она понятна простому зрителю, можно ли влезть внутрь самого памятника и какие сюрпризы ожидали кураторов Андрея Паршикова и Веру Трахтенберг в ходе ее подготовки, выясняла наш корреспондент Алёна Лапина.


Идея выставки давно носилась в воздухе. Почему вы делаете ее именно сейчас?

Вера Трахтенберг: Для объединения «Манеж» вопрос музеефикации советского монументального наследия важен в первую очередь потому, что в его состав входит такая площадка, как «Рабочий и колхозница», и команда «Манежа» старается ее актуализировать, вывести на новый уровень. В то же время мы хотим рассказать историю существования памятника c момента его создания и до наших дней в контексте взаимодействия с культурными кодами советского искусства. Плюс, что немаловажно, эта выставка станет своеобразным эскизом новой постоянной экспозиции.

Андрей Паршиков: А мне, с точки зрения современного искусства, кажется, что сейчас, в постцифровую эпоху, рассмотреть советское прошлое в современных контекстах — самое время. Общество находится на пороге новых, постдигитальных технологий, и важно понять, какую роль в этом новом мире играет наследие высокого сталинского стиля.

В. Т.: Важно учитывать, что интерес зрителей и художников фокусируется на материальной культуре, с которой, в общем-то, мы сталкиваемся каждый день в городе: в метро, в архитектуре…

Выставка называется «Рабочий и колхозница. Личное дело». Почему?

А. П.: «Рабочий и колхозница» — это памятник. И речь будет в первую очередь идти о нем. Мы рассмотрим его «личное дело»: обстоятельства, в которых он существовал в 1930-х годах, в 1940-х, в 1950-х, что с ним сейчас, как на него все это время влияли контексты эпохи. Также «личное дело» — это исследование биографий и творчества его создателей — Мухиной и Иофана. И это «дело» того самого сталинского большого стиля и того советского канона, который наиболее масштабно выражен в скульптуре Веры Мухиной.

Что мы увидим в залах?

В. Т.: На выставке будут показаны архивные материалы — документы, фотографии, которые имеют отношение к созданию памятника, его экспонированию на Всемирной выставке в Париже в 1937 году и, собственно, всей его последующей истории. Также будут оригинальные предметы из коллекции МВО «Манеж», имеющие отношение к творчеству авторов памятника и павильона-постамента — Веры Мухиной и Бориса Иофана. Это мебель, предметы быта, различные документы, письма, марки, фотографии — большой контекст, позволяющий воссоздать ощущение эпохи. Также будет много работ современных художников.

Художники делали их специально для выставки?

А. П.: Три сделаны специально. Одна из них — работа российской художницы Натальи Вициной. Она продолжает серию «Песня о Родине», которую начинала для выставки в «Круговой кинопанораме» на ВДНХ. Для нас она делает четыре живописных произведения. Также новую работу представит Аня Шестакова. Она сделала аудиоинсталляцию — выпустила виниловые пластинки, на которых записала «звучание» технологии создания памятника — односторонней точечной сварки тонких листов облицовки из аустенитной стали с внутренним каркасом. Затем звукорежиссер из группы Buttechno свел ее в некий танцевальный ремикс, который мы будем крутить прямо в фойе Музейно-выставочного центра «Рабочий и колхозница». А художник Александр Образумов сделал новую работу, посвященную памятнику, которая называется «Крест-накрест, рукоятками книзу». Она о том, что в монументе Веры Мухиной использовалась символика серпа и молота, которая затем, после 1937 года была возведена в ранг государственного символа.

В. Т.: Как и в религиозном искусстве, в тоталитарном, в том числе советском, существовал строгий канон изображения символики, и здесь мы впервые видим изображение серпа и молота: действительно крест-накрест, рукоятками книзу — как, собственно, они и изображались на протяжении всей последующей истории Советского Союза.

А. П.: В этой работе художник анализирует опыт 12 стран, где после десоветизации или других исторических процессов была официально запрещена советская символика, и на языках этих стран выцветшими знаками Александр написал основную догму этого стиля — «крест-накрест, рукоятками книзу».

Как вы совместите современное искусство с архивными историями, с мебелью, марками, посудой?

В. Т.: Cовременное искусство не вступает ни в какое противоречие с архивными материалами. Мы не планируем хронологического экспонирования — в том смысле, что на выставке не будет все организовано таким образом, что сначала вы видите архивы 1937-го, а дальше — работы, созданные в 2015 году. Нет. Мы сделаем интереснее: когда зритель перемещается с первого этажа — где мы, кстати, планируем создать новую постоянную экспозицию, после того как закончится временная выставка, — на следующие уровни, он совершает путешествие от того времени, когда советское искусство находилось в зените славы, к моменту его угасания и дальше — к нынешнему моменту, когда уже произошла археологизация советской эпохи, когда советский стиль представляется уже, скорее, как некий артефакт, который можно исследовать и который существует отдельно от своего первоначального идеологического значения.

Вера, как мы знаем, вы главный хранитель музейных предметов МВО «Манеж». Были ли какие-то сюрпризы при подготовке выставки?

В. Т.: Готовя эту выставку, мы обнаружили элементы оригинальной внутренней конструкции памятника. Дело в том, что, когда его демонтировали для реставрации в 2003 году, он был разобран, и в ходе реставрационных работ выяснилось, что изначальный внутренний каркас — металл с клепкой — отжил свое, морально и физически устарел и не может держать внешнюю обшивку. Был изготовлен новый. Части старого каркаса были свалены на площадке в относительной близости к выставочному центру, где пролежали около пяти лет, пока сотрудники «Манежа» вместе с чиновниками из департаментов культуры и культурного наследия Москвы не провели экспертизу. Они выяснили, что это действительно элементы внутренней конструкции памятника. Они сохранились на территории автостоянки благодаря ее работникам, которые теоретически могли сдать их в металлолом. Эти элементы представлены на выставке, где мы сможем впервые увидеть внутреннюю конструкцию узнаваемых деталей памятника в натуральную величину.

В сам памятник «Рабочий и колхозница», внутрь, можно войти?

В. Т.: Нет, в памятник нельзя войти. Павильон существует отдельно, а памятник — отдельно.

И все-таки интересно: в Волгограде есть «Родина-мать зовет», в нее же заходят, поднимаются.

В. Т.: Да, но это Евгений Вучетич. Во-первых, разница примерно в 25 лет. Во-вторых, Вучетич работал…

Я не про то! Главное — залезть!

В. Т.: Ну, Бугаеву это удалось, как мы знаем, в начале 1990-х. Я говорю об известном перформансе художников Бугаева (Африки) и Ануфриева «Рождение агента». Это было еще до того, как кто-то задумался о реставрации памятника, и он стоял не на павильоне, а на низком постаменте, который жутко не нравился самой Мухиной. Перформанс заключался в том, что художники взяли лестницу, приставили ее к памятнику, влезли туда — а часть обшивки вынималась, — и Бугаев залезал внутрь, вылезал обратно, залезал, вылезал…

Это будет на выставке?

В. Т.: Конечно, мы покажем фотодокументацию. Но мы не можем сейчас повторять подвиг Бугаева. С тех пор изменилось отношение к объектам культурного наследия федерального значения.

А что сейчас находится внутри?

В. Т.: Внутри ничего не находится. Памятник состоит из внутреннего каркаса и внешней обшивки. Этот памятник не предназначен для того, чтобы там внутри что-то было. Конструкция сделана таким образом, чтобы ее можно было разобрать, потому что скульптура должна была быть перевезена из Москвы в Париж. Кроме того, возможно, так Мухина хотела воплотить свою задумку агитации в скульптуре, плаката в скульптуре: мобильный конструктор, который мы можем собрать, разобрать, перевезти. Это скелет. Но, как показала практика подобных гастролей, каждый раз после сборки-разборки часть деталей подвергалась такой деформации, что приходилось делать новые. После того как памятник вернулся из Парижа, шарф, часть руки и другие детали, включая даже внутренние конструкции, пришлось переделывать.

Когда он был в Париже?

В. Т.: В 1937-м. И снова собрали его здесь в 1939-м.

И больше никуда он не ездил? И никогда не поедет?

В. Т.: Надеюсь, нет.

Выставка будет понятна простому зрителю?

А. П.: Мне кажется, что она рассчитана на широкую аудиторию. Выставка сопровождается огромным количеством текстового материала, объяснений к работам современных художников. Также на ней будут медиаторы — они будут отвечать на все возможные вопросы.

На четвертом этаже мы устроим медиатеку, которую делаем совместно с порталом Bookmate. Там мы собрали подборку электронных книг — некоторые из них были специально оцифрованы для выставки — по искусству советской эпохи, касающихся памятников, авторов конкретно этого памятника и вообще культуры того времени. Там посетитель сможет либо со своего устройства, либо с наших планшетов зайти на электронную полку Bookmate и спокойно, в приятной обстановке читать эти электронные книги.

В. Т.: Вообще эта выставка абсолютно для всех: как для людей, которые мало знают о Вере Мухиной и вообще о советском монументальном искусстве, так и для специалистов, которые, возможно, увидят и узнают что-то новое.

Она перерастет в постоянную экспозицию?

В. Т.: Сама выставка длится с 16 декабря по 28 февраля, но впоследствии объединение «Манеж» планирует открыть новую постоянную экспозицию, в которую будет периодически вливаться что-то дополнительно, потому что любая стационарная предметная экспозиция морально устаревает: невозможно все время смотреть одно и то же. Поэтому постоянная экспозиция, посвященная истории памятника «Рабочий и колхозница», будет обновляться.

А мы увидим на выставке «Личное дело» тот самый граненый стакан?

В. Т.: Вообще история о граненом стакане — это миф. На выставке будет личная посуда Мухиной: чашка Мухиной, ложка Мухиной.

Все-таки граненого стакана не будет?

В. Т.: Граненого стакана не будет, можно прийти со своим. Потому что это, как я сказала, — миф, а мы не занимаемся мифами — мы занимаемся искусством.

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
3
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
4
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
5
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
6
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
7
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+