18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

После реставрации открылся цирк Чинизелли

Сегодня в рамках IV Международного культурного форума состоялось официальное открытие после капитального ремонта и реставрации Большого Санкт-Петербургского государственного цирка на Фонтанке.

Здание бывшего цирка Чинизелли, построенное в 1877 году по проекту архитектора Василия Кенеля, — объект культурного наследия регионального значения и важная ландшафтная доминанта городского центра. Это первый в России стационарный каменный цирк, при строительстве которого были использованы уникальные для того времени технологии. Например, новое техническое решение купола, когда вместо традиционного использования колонн для подпорки большого сферического пространства был применен способ, позволивший замкнуть круглую сферу диаметром 49,7 м без единой внутренней опоры. Принципиально новую ребристую конструкцию купола спроектировали инженер Отто Крель и архитектор Рудольф Бернгард.

В роскошном оформлении интерьера были использованы малиновый бархат, позолота, зеркала. Изначально места в партере были рассчитаны на 1,5 тыс. человек, а общая вместимость с учетом галерки составляла 5 тыс. зрителей. До революции зал поделили на четыре зоны — от мест для элиты у самой арены до стоячей галерки. В каждую из них вела своя лестница, а в зале зоны отделялись друг от друга расписными барьерами. Их устанавливали для того, чтобы покупатели дешевых билетов не могли перебраться на более дорогие места. Бедняки и богачи не пересекались даже в холле. Для галерки предусмотрен отдельный вход со стороны Фонтанки. Центральный живописный барьер теперь восстановлен в ходе реконструкции, его украсили цветочные гирлянды и медальоны с головами лошадей.

С 1919 года, когда цирк перешел в собственность государства, здание претерпело множество переделок, приведших к существенным утратам в его внешнем облике и интерьерах. В январе 2013 года художественным руководителем цирковой труппы назначили Вячеслава Полунина, а в июле 2014 года цирк закрылся для проведения масштабных работ по реставрации, капитальному ремонту, техническому перевооружению и приспособлению к современному использованию.

Специалисты проектного института ОАО «КБ высотных и подземных сооружений» (КБ ВиПС) провели комплексные научные исследования всего здания. Между прочим, они показали, что за годы интенсивной эксплуатации купол, расположенный над зрительным залом, износился физически самым что ни на есть естественным образом: покрытие купольной части в виде железобетонной оболочки, сделанное еще во время ремонта 1960-х годов, пересекли глубокие и опасные трещины. Именно поэтому исторический купол в процессе работ демонтировали.

После его обследования реставраторы приняли решение сохранить конструкции исторического купола в интерьере. Уникальный купол XIX века, одно из сложнейших инженерных решений того времени, — предмет охраны здания, и по закону демонтировать его нельзя. Новая дублирующая несущая структура купола, расположенная над историческим куполом, была согласована с Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Петербурга.

Воссоздание купола и фонаря со шпилем (весом 489 кг) в исторических пропорциях проекта Василия Кенеля с опорой на несущий пояс стало одним из сложнейших этапов работ. Все они выполнялись с максимальным сохранением подлинных деталей. В ходе капитального ремонта также усилили фундаменты и несущие конструкции исторического здания.

Реставраторы КБ ВиПС проделали колоссальную работу по выявлению утраченного исторического и архитектурно-художественного облика, деталей интерьера. Они провели разборку позднего междуэтажного перекрытия Царской ложи и других наслоений советского периода. Теперь цирку Чинизелли возвращены первоначальные объемы и планировка, восстановлен декор фасада.

В помещениях центрального вестибюля, кассового зала и тамбура главного входа демонтированы поздние покрытия полов с воссозданием (разумеется, по сохранившимся иконографическим материалам) покрытия полов из метлахской плитки. Нынешний главный вестибюль после реставрации стал более парадным. Колонны вновь украсили кариатиды и атланты, утраченные в 1960-е. Их копии тоже изготавливали по фотографиям.

Кроме того, реставраторы обновили скульптуру «Искусство» из двух фигур с лирой, венчающую ризалит. Ее сломали еще при советской власти и воссоздали вновь в 2003 году. Но за последние 12 лет композиция снова практически рассыпалась, теперь же ее копию изготовили из стойких полимерных материалов.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+