18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

В Малом зале питерского Манежа открылся музей искусства Санкт-Петербурга ХХ–ХХI веков

Идея создания Музея современного искусства Санкт-Петербурга (МИСП) возникла в 1990 году. Решением Ленсовета формировать коллекцию будущего музея было поручено Центральному выставочному залу «Манеж».

Четверть века правительство Северной столицы выделяло деньги на закупку произведений современных художников. Однако вопрос о выделении помещения был решен властями только в декабре этого года. Музей получил юридический адрес на набережной канала Грибоедова в Малом зале Манежа.

Это комплекс, состоящий из главного здания со сводчатыми потолками и железными ставнями на окнах. У здания непростая дореволюционная история. Сначала он был построен как съезжий дом 2-й Адмиралтейской части, то есть полицейский участок, потом превращен в полицейский архив. После революции здание преобразовали в партийный архив, далее его место занял архив городского суда.

Музей уже получил государственный статус, и, по словам его директора Марины Джигарханян, в ближайшее время будет принят устав. Коллекция музея представляет искусство Санкт-Петербурга ХХ–ХХI веков начиная с 1910 года и по сегодняшний день. Широко представлены произведения объединения «Круг художников», например классиков советского периода Александра Ведерникова, Владимира Лебедева, Алексея Пахомова.  Картины закупались у наследников и проходили утверждение через экспертный совет при Комитете по культуре Санкт-Петербурга. XXI век представлен в собрании как традиционным искусством, так contemporary art’ом.

Как сказала Марина Джигарханян, средства на закупку произведений выделяют из городского бюджета. Но если раньше это происходило дважды в год, то сегодня, в условиях кризиса — только один раз. «Из всех городских музеев, которые представляют произведения на рассмотрение закупочной комиссии, — объяснила TANR Марина Джигарханян, — нам отдают предпочтение, зная о значимости нашей коллекции и о той серьезной работе, которую мы ведем».

Сотрудники музея ведут весь комплекс музейной работы: хранительскую, научно-исследовательскую и просветительскую. Был дважды издан альбом, который представляет собрание хотя бы в базовой его части. Коллекция уже не раз выставлялась за рубежом, а партнерами в Греции и Италии изданы каталоги к выставкам.

В Петербурге существуют другие музеи и центры современного искусства, например «Эрарта» и арт-центр «Пушкинская, 10». Марина Джигарханян считает, что они не могут быть конкурентами возглавляемому ею музею. «Пушкинская, 10» — это общественная организация, и ее коллекция представляет весьма ограниченный пласт художественного развития Санкт-Петербурга. «Эрарта» в основном занимается актуальными течениями современного искусства, это тоже частный музей. Собрание «Эрарты» не входит в государственный музейный фонд, ее коллекция числится на балансе как хозяйственное имущество, поэтому может подвергаться любому движению: продаваться, передаваться из рук в руки и так далее. У МИСП двойное подчинение — Комитету по культуре Санкт-Петербурга и Министерству культуры России.

Заведующий отделом новейших течений Государственного Русского музея Александр Боровский считает, что, хотя Музей современного искусства ХХ–ХХI веков Санкт-Петербурга, конечно же, нужен, функционировать он будет как локальная институция.

«В его коллекции в основном произведения художников Ленинградского отделения Союза художников, — сказал Боровский TANR. — В Ленинградском отделении Союза художников были и бездарности, и гении. Но хорошо, что такой музей открылся. Он очень важен на социологическом уровне».

Сегодня в музее уже открыты два зала, в них проходит выставка работ художника Виктора Данилова. Весной 2016 года будут открыты и другие помещения. «Мы надеемся знакомить зрителей с разными сторонами искусства нашего города, с его разноплановой художественной историей — официальной и неофициальной», говорится в официальном манифесте руководства МИСП.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+