«Дни Голландии в Москве» завершились, но год продолжается

Melanie Bonajo & P.P.O.W Gallery, New York
Melanie Bonajo & P.P.O.W Gallery, New York

На арт-площадках Москвы теперь протестное искусство Нидерландов.

В продолжение года Россия — Нидерланды и в рамках 5-й Московской биеннале голландцы проводят несколько выставок. Одна из самых масштабных — Лисицкий — Кабаков. Утопия и реальность. Стартовав в голландском Музее Ван Аббе в Эйндховене и побывав в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге, она наконец доехала и до Москвы, где открылась в Мультимедиа Арт Музее (МАММ) (до 24 ноября). Проект был задуман Виллемом Яном Рендерсом из Музея Ван Аббе (интервью с ним читайте в TANR, № 05 (14), июнь 2013 года) и куратором Чарльзом Эше, которого многие прочат в директора Стеделейк-музея, а сокураторами выступили сами Илья и Эмилия Кабаковы. Помимо произведений из Музея Гуггенхайма в Нью-Йорке, Центра Жоржа Помпиду в Париже, Государственного Эрмитажа, Третьяковской галереи и частных собраний, московская экспозиция приросла еще и работами из коллекции МАММ и фотографиями Ильи Кабакова в исполнении Юрия Роста.

Идея голландского художника Гвидо ван дер Верве провести перформанс в одной из московских церквей тоже в результате оказалась не такой утопичной. Правда, церковь, согласившаяся принять художника, оказалась англиканской, а перформанс — вполне классическим реквиемом в исполнении Камерного хора Московской консерватории и Московского камерного оркестра «Времена года». Сочинил его сам художник для своего фильма-перформанса Номер четырнадцать. Дом, и он же стал своеобразным открытием выставки Призраки в системе. Сценарии действия (Государственный центр современного искусства, до 5 октября), где куратор харлемского музея Де Халлен Ксандер Карскенс представил видеоработы молодых голландских художников. В ARTPLAY уже разобрали простоявший там в сентябре павильон Джаспера Ниенса и Тийса Эвальта — главное место дискуссий «Голландской арт-ассамблеи» и место выставки Чрезвычайные и Полномочные, уступившей место Музею голландского протеста (23 октября — 6 ноября). Общая для обеих выставок тема — актуальные сегодня в мире протестные настроения. В первой кураторы Йелле Боухаус из SMBA (Stedelijk Museum Bureau Amsterdam) и Елена Сорокина предложили 25 художникам из Нидерландов, России и других стран попробовать себя в роли законодателей и придумать собственные правила, опираясь на Книгу декретов (1977) классика московского концептуализма Дмитрия Александровича Пригова.

Вторая выставка — подборка свидетельств из архивов протестного движения в Нидерландах 1960–1990-х годов и активистских арт-практик. По словам куратора Кати Соколовой, все экспонаты выставки аутентичные: «В Голландии есть уникальное место — Институт социальной истории. Там замечательный архив, куда можно просто зайти и найти удивительные вещи. Мы выбирали то, что будет интересно нашему зрителю. Сейчас в России подъем гражданской активности, и голландский опыт мирного протеста, креативных активистских движений будет интересен молодому зрителю». В фотографиях, видео, документациях перформансов и акций, в плакатах и рисунках представлены анархистские хеппенинги голландской группы «Прово», акции феминистского движения «Безумная Мина», протесты амстердамских сквоттеров.

К выставке издан на русском языке и номер анархистского журнала «Прово», выходившего в Амстердаме в 1960-х. Его будут раздавать посетителям выставки. Свои работы покажут и молодые голландские художники, а группа медиаактивистов «Работник ТВ» построит квартиру-сквот, где история пиратских медиа 1980-х встретится с реалиями современной Москвы. Выставка откроется перформансом Зоро Фейгля и Винсента Бошмы, которые с помощью самодельного устройства огнем нарисуют активистский символ. Культурная программа Года Нидерландов не ограничивается современным искусством.

В Третьяковской галерее открылась выставка классика голландского авангарда Пита Мондриана: 40 полотен из Гааги отражают все периоды творчества художника. А в ГМИИ им. А. С. Пушкина на выставке Голландский групповой портрет золотого века из собрания Амстердамского музея представлено десять полотен, никогда не покидавших стен родного музея (до 19 января).

Самое читаемое:
1
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке
19.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
4
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
Правило трех “D” — death, divorce, debt (смерть, развод, долги) — хорошо известно и участникам, и аналитикам арт-рынка. Как правило, одно из этих обстоятельств, а иногда и их совокупность заставляют коллекционеров расставаться с шедеврами
21.10.2021
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
5
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
6
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Всего в Санкт-Петербург привезли больше 60 работ художника из собрания фонда «Гала — Сальвадор Дали». Среди них знаменитая «Галарина», которая не покидала стен Театра-музея в Фигерасе с момента смерти Дали
13.10.2021
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
7
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+