«Дни Голландии в Москве» завершились, но год продолжается

Melanie Bonajo & P.P.O.W Gallery, New York
Melanie Bonajo & P.P.O.W Gallery, New York

На арт-площадках Москвы теперь протестное искусство Нидерландов.

В продолжение года Россия — Нидерланды и в рамках 5-й Московской биеннале голландцы проводят несколько выставок. Одна из самых масштабных — Лисицкий — Кабаков. Утопия и реальность. Стартовав в голландском Музее Ван Аббе в Эйндховене и побывав в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге, она наконец доехала и до Москвы, где открылась в Мультимедиа Арт Музее (МАММ) (до 24 ноября). Проект был задуман Виллемом Яном Рендерсом из Музея Ван Аббе (интервью с ним читайте в TANR, № 05 (14), июнь 2013 года) и куратором Чарльзом Эше, которого многие прочат в директора Стеделейк-музея, а сокураторами выступили сами Илья и Эмилия Кабаковы. Помимо произведений из Музея Гуггенхайма в Нью-Йорке, Центра Жоржа Помпиду в Париже, Государственного Эрмитажа, Третьяковской галереи и частных собраний, московская экспозиция приросла еще и работами из коллекции МАММ и фотографиями Ильи Кабакова в исполнении Юрия Роста.

Идея голландского художника Гвидо ван дер Верве провести перформанс в одной из московских церквей тоже в результате оказалась не такой утопичной. Правда, церковь, согласившаяся принять художника, оказалась англиканской, а перформанс — вполне классическим реквиемом в исполнении Камерного хора Московской консерватории и Московского камерного оркестра «Времена года». Сочинил его сам художник для своего фильма-перформанса Номер четырнадцать. Дом, и он же стал своеобразным открытием выставки Призраки в системе. Сценарии действия (Государственный центр современного искусства, до 5 октября), где куратор харлемского музея Де Халлен Ксандер Карскенс представил видеоработы молодых голландских художников. В ARTPLAY уже разобрали простоявший там в сентябре павильон Джаспера Ниенса и Тийса Эвальта — главное место дискуссий «Голландской арт-ассамблеи» и место выставки Чрезвычайные и Полномочные, уступившей место Музею голландского протеста (23 октября — 6 ноября). Общая для обеих выставок тема — актуальные сегодня в мире протестные настроения. В первой кураторы Йелле Боухаус из SMBA (Stedelijk Museum Bureau Amsterdam) и Елена Сорокина предложили 25 художникам из Нидерландов, России и других стран попробовать себя в роли законодателей и придумать собственные правила, опираясь на Книгу декретов (1977) классика московского концептуализма Дмитрия Александровича Пригова.

Вторая выставка — подборка свидетельств из архивов протестного движения в Нидерландах 1960–1990-х годов и активистских арт-практик. По словам куратора Кати Соколовой, все экспонаты выставки аутентичные: «В Голландии есть уникальное место — Институт социальной истории. Там замечательный архив, куда можно просто зайти и найти удивительные вещи. Мы выбирали то, что будет интересно нашему зрителю. Сейчас в России подъем гражданской активности, и голландский опыт мирного протеста, креативных активистских движений будет интересен молодому зрителю». В фотографиях, видео, документациях перформансов и акций, в плакатах и рисунках представлены анархистские хеппенинги голландской группы «Прово», акции феминистского движения «Безумная Мина», протесты амстердамских сквоттеров.

К выставке издан на русском языке и номер анархистского журнала «Прово», выходившего в Амстердаме в 1960-х. Его будут раздавать посетителям выставки. Свои работы покажут и молодые голландские художники, а группа медиаактивистов «Работник ТВ» построит квартиру-сквот, где история пиратских медиа 1980-х встретится с реалиями современной Москвы. Выставка откроется перформансом Зоро Фейгля и Винсента Бошмы, которые с помощью самодельного устройства огнем нарисуют активистский символ. Культурная программа Года Нидерландов не ограничивается современным искусством.

В Третьяковской галерее открылась выставка классика голландского авангарда Пита Мондриана: 40 полотен из Гааги отражают все периоды творчества художника. А в ГМИИ им. А. С. Пушкина на выставке Голландский групповой портрет золотого века из собрания Амстердамского музея представлено десять полотен, никогда не покидавших стен родного музея (до 19 января).

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
На 79-м году ушла из жизни Наталья Нестерова, известный московский художник, один из лидеров «левого МОСХА»
11.08.2022
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
4
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
В московском Музее русской иконы им. Михаила Абрамова проходит выставка «Россия в ее иконе. Неизвестные произведения XV — начала XX века из собрания Игоря Сысолятина». Мы поговорили с владельцем представленной коллекции о его страсти и любимых экспонатах
09.08.2022
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
5
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
6
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
7
Умер художник Дмитрий Врубель
В Берлине на 63-м году жизни скончался художник Дмитрий Врубель. Он был автором символа конца холодной войны — граффити с поцелуем двух престарелых лидеров, Брежнева и Хонеккера, написанного им на руине Берлинской стены
15.08.2022
Умер художник Дмитрий Врубель
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+